|
|
N°134, 29 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мариинская впадина
Новое здание театра построят к концу 2010 года
Надземную часть второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге будет строить компания, реализовавшая решение подземной части, -- КБ высотных и подземных сооружений (ВиПС). Эта компания представила на конкурс архитектурный проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects. Она победила с условием представить окончательный проект фасада, кровли и интерьеров до 15 октября этого года, потратить на его реализацию 300 млн руб. и закончить строительство к осени 2010-го. Об этом вчера журналистам в Санкт-Петербурге объявил министр культуры Александр Авдеев.
Напомним, что первый конкурс стартовал 14 января 2003 года. В нем участвовали пять российских команд (три петербургские и две московские) и шесть зарубежных (из Швейцарии, США, Японии, Франции, Австрии и Нидерландов). Победил француз Доминик Перро. Архитектор предложил возвести стеклянный многогранник. Проект вызвал настоящий ажиотаж -- официальные лица как могли защищали его. А архитекторы и культурная общественность в один голос говорили об уродстве будущего здания театра. С начала строительства прошло шесть лет. За это время в России сменилось три министра культуры, в Петербурге были проведены глобальные театральные реконструкции -- Михайловского и Молодежного театров, начаты два больших проекта -- Театра Европы и Дворца танцев Бориса Эйфмана. А в Мариинке строители боролись со сметанообразным грунтом, назвав котлован Мариинской впадиной, а госэкспертиза -- с архитектором-сказочником.
Проблему грунтов специалисты решили только полгода назад, остроумно предложив мобильный фундамент, который опускается по мере высасывания из-под него жижи. А вот с фантазиями Перро не справились. Эксперты однозначно заявили, что реализовать их невозможно. Правда, к этому моменту проект для федерального и городского бюджета стал не то что золотым -- платиновым, его стоимость исчислялась миллиардами рублей и постоянно росла.
В результате весной нынешнего года министр культуры Александр Авдеев и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев лично убедили Владимира Путина в том, что разработки Перро реализовать невозможно. И тогда по личному указанию премьер-министра 15 июня был объявлен второй по счету тендер. Конкурс был открытым. Но от левых подрядчиков решили избавиться залогом на участие, равным 15 млн руб. Желание и деньги нашлись у девяти российских и зарубежных компаний. На прошлой неделе четыре бюро сошли с дистанции.
Среди выбывших московский архитектор Алексей Денисов, спроектировавший здание Астраханского музыкального театра и считавшийся одним из фаворитов конкурса, но, по мнению комиссии, не выполнивший ряд условий конкурса. Как, впрочем, и мировая архитектурная звезда, лауреат Притцкеровской премии Ханс Холляйн, который из 13 требующихся для заявки документов показал лишь один, и петербургская компания "Лепол Проект", предложившая самую экономную смету, но не справившаяся с документооборотом. А в шотландском архитектурном бюро RMJM (которое будет работать над Охта-центром) посчитали требование залога несправедливым и платить за участие отказались принципиально.
На финишной прямой остались КБ "ВиПС" (300 млн руб. и срок строительства 9,5 месяца), представляющее канадское бюро Diamond & Schmitt Architects, "Ленгипротранс" (285 млн руб. и 12 месяцев), 22-я мастерская ОАО "Моспроект" (236 млн руб. и 11,5 месяца), мастерская "А.Лен" (245 млн руб. и 11 месяцев), выступающая в сотрудничестве с германской компанией Braun & Schlockermann-Arcadis, а также Московский проектный научный институт объектов культуры, спорта и отдыха (255 млн руб. и 12 месяцев), который возглавляет столичный архитектор, глава Союза архитекторов Андрей Боков.
Победило КБ "ВиПС". Общая площадь нового здания Мариинки предположительно составит около 39 тыс. кв. м, вместимость зрительного зала -- 2 тыс. мест.
Как заявил "Времени новостей" Валерий Гергиев, четко спланированный объем здания убедил его простотой, ценой и сроками выполнения: "Перро поставил нас в трудное положение, а теперь есть проект, который можно реализовать. Стоит он дороже остальных, но дальнейшая эксплуатация обойдется дешевле". С ним оказались солидарны и.о. ректора Санкт-Петербургской консерватории Сергей Стадлер и президент Санкт-Петербургского государственного университета Лариса Вербицкая.
Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев пояснил "Времени новостей", что выбранные эскизы не окончательный вариант: "Петербуржцы могут не волноваться по поводу эстетики городской среды. Во время работы над окончательным проектом, который мы ждем 15 октября, будут корректироваться габариты сооружения, решения фасадов. Но и окончательный вариант будет вынесен на обсуждение градостроительного совета северной столицы".
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург