Время новостей
     N°135, 30 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2009
Час расплаты
Правительство сводит концы с концами
Наступил час расплаты для кабинета министров. А именно день, когда правительство должно одобрить основные параметры бюджета на 2010 год и макроэкономической политики до 2012-го. То есть раздать сестрам по серьгам, но не всем, а у некоторых вообще забрать серьги обратно. Это случится сегодня на заседании кабинета. Иными словами, до сих пор сверхдобрый и сверхмогучий премьер Путин, готовый войти в положение и Пикалево, и Дерипаски, а также металлургов, автовазовцев, профработников и даже несчастных банкиров, в одночасье должен стать "злым". И начать считать деньги еще более тщательно, чем министр финансов Алексей Кудрин.

Открывая вчера в своей резиденции «Ново-Огарево», с одной стороны, формальное, но с другой -- чрезвычайно символичное заседание бюджетной комиссии под собственным руководством, Владимир Путин отказался от сколько-нибудь окрашенной риторики. Да, он не скрывал, что бюджетная комиссия -- формальность: все, что принесли на нее министры, уже выверено, политически и экономически причесано. А если и можно до чего-то «докопаться» или о чем-то слезно умолять, то комиссия не та площадка. Последний бой уж лучше устраивать либо под ковром (не важно, «до» или «после»), либо на ковре сегодняшнего заседания правительства. Поэтому г-н Путин послал чрезвычайно осторожный сигнал рынку от себя лично, зная, что новые инициативы кабинета министров не обрадуют хозяйствующих субъектов -- они исключительно фискальные (чувствуется волевая рука Минфина), так как направлены на сбор дополнительных доходов в страдающую дефицитом казну.

Итак, премьер перешел на полутона: «В будущем году мы рассчитываем добиться скромных, но успехов... Роста экономики...Встать на траекторию посткризисного восстановления». Г-н Путин говорил также об «экономических неурядицах», которые должны сказаться на «системе государственного финансирования». При этом все вроде было правильно -- и то, что « социалка» впереди всего остального бюджета, и то, что поддержим реальный сектор, и то, что макроэкономику уронить не дадим. Все было, но как-то не по-путински. Может быть, потому, что премьер еще ждал какого-то особенного антикризисного креатива от своих подчиненных. А они ему принесли на подпись лишь 227 млрд руб. дополнительных доходов на фоне куда более масштабных дополнительных расходов, которые правительство позволило себе с момента начала в России мирового кризиса.

Как сообщил источник в кабинете министров, и эти скромные на фоне дефицита допдоходы стоили авторам проекта бюджета крови и пота. Срезано все, что только могло быть срезано. Причем никто внутри кабинета даже не собирается скрывать, что работа над «макроэкономикой» велась в экстремальной обстановке -- прецедентов не было. В итоге дефицит бюджета в 2010 году составит 7,5% ВВП, в 2011-м -- 4,3%, в 2012-м -- 3%.

Некоторые дополнительные меры правительственные источники пока не захотели оценить в окончательных цифрах. Например, повышение экспортных пошлин. Ясно только, что они коснутся довольно обширной группы: нефтепродуктов, никеля и т.п. Зато фискальная нагрузка вновь обойдет стороной "Газпром". Уверяют, правда, что руководство «нашего национального достояния» поклялось самому министру финансов ответить добром казне -- «увеличить налоговые выплаты от продаж в дальнее зарубежье и с помощью изменения контрактов».

Другим отраслям повезло значительно меньше. Помимо роста экспортных пошлин правительство увеличит акцизы. Так, акцизы на нефтепродукты подрастут в будущем году на 10% по сравнению с 2009-м. Табачные -- на 44%, на пиво в 3 раза, на крепкий алкоголь на 30%.

А еще, как пояснил правительственный источник, правительство вынуждено порезать все инвестиционные планы. Так, например, культура, СМИ и транспорт (даже строительство такой "священной коровы", как скоростная дорога Москва--Санкт-Петербург, передвинуто на более поздний срок) легли под кризисный скальпель. Благодаря неким невероятным усилиям вице-премьера Сергея Собянина помощь СМИ немного реанимировали. Более того, среди новых федеральных целевых программ (все старые были подвергнуты сокращениям, кроме обороны и космоса) оказалась ФЦП, развивающая у нас в стране цифровое телерадиовещание (10,8 млрд руб. на 2010 год).

На вопрос корреспондента «Времени новостей», зачем одной рукой раздавать льготы, а потом другой их забирать, один из участников заседания бюджетной комиссии честно признался, что для бюджета сейчас выхода нет.

Тем не менее, несмотря на крайне пессимистичные финансовые проектировки на ближайшие три года, в ожидании начала бюджетной комиссии все министры, как один, бурно веселились. Глава МЧС Сергей Шойгу залихватски вскочил, когда в зал вошел... нет, не г-н Путин, а всего лишь министр финансов Алексей Кудрин. «Издеваешься?!» -- иронично отреагировал глава Минфина. И только первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев, беспрестанно глядя в основные параметры бюджета-2010, был чрезвычайно мрачен. Возможно, он думал о судьбе рубля.

Вера КУЗНЕЦОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис