|
|
N°92, 27 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И дружба дружбой, и табачок врозь
Президент США благополучно покинул Россию
Визит младшего Буша в Россию завершился настолько благополучно, что в качестве темы дня безусловно уступил почетное место на газетных полосах безобразию в офисе «Славнефти». Да и откуда взяться сюрпризам? Президенты сказали все еще на пресс-конференции в подавляющем позолотой Андреевском зале Кремля. Россия и США теперь партнеры и друзья, ракеты друг в друга как бы не целят (всю правду об этом знают лишь ответственные за нацеливание генералы генштабов двух стран, отметил Путин). Вместе борются с терроризмом, вместе работают в НАТО, вместе обдумывают будущее планеты. По отдельности борются за места на рынке -- курином, стальном, алюминиевом, титановом, самолетном и так далее. Но это нормально и для друзей, во всяком случае в России есть по этому поводу соответствующая пословица про дружбу и табак. Зато нефтяной рынок США и Россия, возможно, подвергнут переделу совместно и уже начали энергетический диалог, от которого у Саддама Хусейна должно в принципе стать нехорошо на душе.
Единственный сюрприз случился в Москве, как раз на совместной пресс-конференции. Да и тот можно назвать сюрпризом лишь с натяжкой: давно уже ходили слухи о том, что, оставленный без надзора, Джордж Буш в принципе может ляпнуть. Что он и сделал, в полном согласии со сценарием популярного в России рекламного ролика жвачки «Стиморол прозет». Начал он с объявления о том, что только что подписал фактически пакт об окончании «холодной войны» (наверное, Бушу не успели рассказать, что он не первый американский президент, объявлявший об этом). А закончил гораздо честнее: на смелый вопрос американского журналиста, достойный первокурсника журфака, о том, почему бы не отменить все ракеты, Буш с обезоруживающей искренностью заметил: «Ну, кто же знает, что будет через десять лет? Каковы будут намерения следующего российского президента?» Поразмышлял, так сказать, вслух. Путин и бровью не повел (видно, сказывается выучка), а вот на лицах высоких американских гостей проступило выражение «Иногда лучше жевать, чем говорить» вместе с досадой: не уследили, однако.
Впрочем, нет оснований сомневаться в том, что осторожность Буша разделяют и его соратники, которые просто в отличие от него не станут во время помолвки вслух размышлять о разводе. Дело, конечно, не в Чечне, которая отдана на откуп Путину, и не в угнетении свободы слова, которое вышло из моды на международной арене, и не в одном из пунктов традиционной правозащитной повестки дня, а в принципе. Бушевская проговорка лишний раз показывает, как сложно будет России не просто завоевать себе удобное и большое место под солнцем, но и удержать его, не говоря уж о том, чтоб расширить. Правда, последние полтора года российская дипломатия в целом демонстрирует небывалый для нее уровень реалистичности и прагматизма, так что долгосрочные проекты, связанные с кропотливой и тонкой работой, ее вроде бы пугать не должны.
По ходу многотрудного дела внедрения России в цивилизованное мировое сообщество будет оттачиваться и мастерство российских правителей. Путин, к примеру, уже немало преуспел. Даже жаль, что все никак не попадается ему достойного спарринг-партнера. Напряженные тренировки -- верный путь к самосовершенствованию, а президент США в этом деле Путину, увы, не помощник. Не зря, оказывается, он Буш-младший. Владимир Путин-то явно старший. Кто б мог подумать?
Татьяна МАЛКИНА