С 2011 года, как обещает МВД, россиянам начнут выдавать водительские удостоверения нового образца -- со штрихкодом. Штрихкод поможет бороться с изготовителями фальшивых прав, с энтузиазмом говорят в ведомстве. Есть все основания опасаться, что инновацию постигнет судьба автоматизированной системы контроля производства алкоголя.
Новое водительское удостоверение будет представлять собой пластиковую карточку размером 85,6х54 мм, розово-голубой расцветки. Вместе с традиционной информацией о персональных данных водителя и о его категории вождения на права нанесут штрихкод. В нем зашифруют ключ доступа к сведениям о том, где, когда, кем и на каких основаниях документ был выдан. Помимо этого в новых правах будет указано большее количество категорий допуска (сегодня их пять: A, B, C, D и E). Предполагается, что появятся категории BE, CE и DE, а также подкатегории для "новичков", в которых к букве добавится цифра 1, например A1, B1, C1 и так далее. В новых правах может также появиться отметка о вождении машины только с автоматической коробкой скоростей.
В пресс-службе МВД нашему корреспонденту сообщили, что ведомство сейчас озабочено тем, кто будет изготавливать новые права и как контролировать этот процесс, чтобы исключить возможность подделки документа. Уже известно, что модернизацией программного обеспечения федеральной информационной системы ГИБДД, предназначенного для учета и выдачи водительских удостоверений, будет заниматься НПО "СТиС" (головное научно-техническое подразделение МВД).
Исполнитель госзаказа на производство новых документов определится в ходе конкурса, сроки и условия проведения которого пока не объявлены. Неизвестно и количество сканеров штрихкода, которое понадобится для функционирования системы. Пока не решено, будут ли они находиться в каждой патрульной машине или только на стационарных постах.
Стоимость работ, разумеется, тоже не разглашается.
С точки зрения IT-инженера, схема со штрихкодами представляется несколько странной. Получается, что каждый патруль нашей дорожной полиции надо снабдить техническим средством доступа к централизованной базе данных. Но если так, то не со штрихкодирования водительских удостоверений надо начинать. Это мелочь, последний действительно штрих в очень серьезном, масштабном проекте.
Начнем с того, что без наличия единой базы данных о гражданах, имеющих водительские права, наносить на права штрихкоды совершенно бессмысленно. Однако такой базы как раз и нет. Можно в связи с этим вспомнить историю о том, как сообразительный водитель, лишившись прав за грубые нарушения ПДД, неоднократно получал водительские удостоверения в соседних областях -- централизованной базы-то нет (афера раскрылась абсолютно случайно).
Неизбежно вспоминается также история ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система), которая предназначалась для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Схема контроля за оборотом всей алкогольной продукции в стране казалась, как и в случае со штрихкодами на водительских документах, простой и логичной: на каждом этапе производства и продажи информация о продукте должна поступать на общий сервер, что позволило бы отследить путь каждой бутылки. Предприятие посылает запрос на сервер, который дает разрешение на нанесение штрихкодов на федеральные акцизные марки. В штрихкод попадает практически вся информация, имеющаяся на этикетке бутылки, после чего марки клеятся на бутылки, и они уходят к продавцу. Сканируй себе и смотри, кто произвел и отгрузил алкоголь, -- красота.
Толком, как известно, эта система не заработала, и это печальное обстоятельство всерьез и надолго дискредитировало многие казенные IT-прожекты.
Разработчиков ЕГАИС в свое время не смутило, что аналогичной системы нет ни в одной стране мира. Аналогов тому, что намерено сделать МВД, тоже нет.
Традиционный "полосатый", он же линейный штрихкод, который планируют помещать на права нового образца, появился еще в 80-х годах прошлого столетия. Линейный штрихкод содержит 256 символов. В сложных приложениях ему на смену пришел двухмерный штрихкод, который позволяет закодировать данные вполне приличного объема -- целиком документ (например, налоговую декларацию). Именно двухмерные штрихкоды, кстати, используются для борьбы с фальсификацией алкоголя.
Почему в МВД не прибегли к этой технологии для подтверждения подлинности документа без того, чтобы обращаться к центральной базе данных, можно только гадать. Возможно, по причине недостаточной дороговизны такого проекта. А может, из-за недостаточной надежности технологии двухмерного штрихкодирования.
Гораздо труднее понять, почему в МВД отказались (нашему корреспонденту сообщили об этом в пресс-службе министерства) от очевидной альтернативы -- RFID (Radio Frequency Identification -- радиочастотная идентификация).
Технология RFID позволяет вместо штрихкода установить на идентифицируемый предмет RFID-метку (содержащую Electronic Product Code -- электронный код продукции). Выпуск RFID-меток наладили в российской компании "Ангстрем", их себестоимость составляет несколько центов. Такие метки практически невозможно подделать, не имея в своем распоряжении автоматической линии для их производства. Объема памяти в чипе хватит для того, чтобы хранить идентификационные данные любой степени сложности.
И все же в МВД сделали ставку на штрихкод, о чем и сообщили общественности, при этом не говоря ничего о других частях проекта тотальной идентификации водительских удостоверений. Ну что ж, дождемся 2011 года.
Подготовлено совместно с iToday.ru