Время новостей
     N°133, 28 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2009
Пиратский спецэффект
Кинопроизводители не спешат покупать лицензионный софт
Современный фильм, телешоу или компьютерная игра без средств трехмерного моделирования не делаются. Соответствующие программные продукты образуют вполне определенный сектор софтверного рынка. В нашей стране этот сектор захвачен пиратами.

Размер российского рынка компьютерного моделирования (отнесем туда теле- и кинопроекты и создание компьютерных игр) по сравнению с западным небольшой. Студии, занимающиеся трехмерными эффектами, можно пересчитать по пальцам, причем десятка не наберется. В основном это маленькие компании с небольшими бюджетами и очень молодыми командами. В числе крупнейших новых студий "Базилевс", "Улитка". В Америке и Европе студий, заметим, сотни.

Это не значит, что наши специалисты по компьютерным эффектам хуже западных коллег. Для такого производителя, как Autodesk, российский рынок, как утверждают в компании, является самым важным в Восточной Европе.

Большинство западных студий работает на стандартном программном обеспечении и покупает обновления за большие деньги. Российским студиям тратиться ни к чему, говорит директор студии "Мотор" Артем Голиков. Для легализации процесса можно купить пару лицензионных версий на контору, но и то когда гром грянет. В основном софт покупается на "Горбушке", а то и в переходе (на пиратских лотках в Москве можно встретить, например, Autodesk Maya, с помощью которого сделаны десятки блокбастеров, "Пираты Карибского моря" в том числе). Причем в России и операционные системы, и программы всегда самых последних версий. Мало того, что у нас софт новее, его еще и по наименованиям больше.

Подсчитаем

Долю софта в бюджете фильма можно подсчитать лишь очень приблизительно -- обычно цифры не раскрываются, говорит менеджер Autodesk Олег Сигачев. Предположим, над фильмом трудится группа из 30 профессионалов и весь фильм напичкан спецэффектами. Стоимость программного продукта Maya Complete составляет 2,5 тыс. евро. В общей сложности придется потратить 100 тыс. евро. Еще примерно столько же потребуется на хорошее «железо». Значит, IT-оснащение обойдется студии в 200--300 тыс. долл. По западным меркам это порядка 1% от бюджета одной только ленты, доля в общем-то мизерная. В российской индустрии наверняка будут другие цифры, считает г-н Сигачев.

Софт на студиях обычно подбирается случайный, обычно тот, что идет как сопровождение к "железу", рассказывает сценарист Евгений Козловский. Следовательно, все зависит от «железа». А оно на разных студиях, на разных фильмах принципиально отличается. Поставщики тоже случайные.

Например, в крупнейшем российском холдинге, объединившем производителей компьютерных игр, Astrum Online, при создании игр используют и разработки отечественных производителей -- если цена на софт у них выгоднее, чем у западных конкурентов. Рассчитать среднюю стоимость игры невозможно, говорит представитель холдинга Владимир Рыжков. Для каждой конкретной нашей игры из нашего пула стоимость специального софта занимает в разработке очень разные доли.

К примеру, производственный бюджет готовящихся к выходу "Аллоды Онлайн " -- пара десятков миллионов долларов. Бюджет другого крупного проекта, готовящегося к выходу в 2013 году, под рабочим названием "Солнце" -- 50 млн долларов.

Артдиректор студии Katauri Interactive (разработчик игр для ПК) Александр Язынин готов назвать долю ПО от общего бюджета игры. С его слов, это порядка 3--5%. При этом многие студии, особенно региональные (чем дальше от Москвы, тем положение хуже), до сих пор работают на нелицензионном софте.

Яркий тому пример. Артем Голиков, который раньше работал в известной ныне своими мультипликационными проектами студии "Улитка", утверждает, что абсолютное большинство сотрудников в киноиндустрии разделяет мнение, что любой потребный для изготовления кино софт стоит 300 рублей.

Платить большие деньги за лицензионный софт в России мало кто готов. Тем не менее альтернативы западным программным продуктам уровня того же Maya в России нет и быть не может.

«Наши умельцы пишут довольно серьезные плагины -- маленькие пристроечки к большим программам, -- говорит Артем Голиков. -- Еще у нас есть неплохие разработки по софту, необходимому для коммуникаций между участниками производства. Но осилить серьезную графическую программу -- для них это немыслимо. Конечно, при прочих равных я выбрал бы российский софт, но это равно мечте о том, чтобы на «АвтоВАЗе» выпускать Lexus». "Конкурентоспособных программ для 3D-моделирования в России не будет никогда", -- заключает наш эксперт.

Как видим, на российском рынке софта отдельные сегменты сохранились в первозданном виде, где пиратство как процветало с начала 90-х, так и процветает. Ничего не изменилось, кроме масштабов разве что.

Надежды производителей

В самом Autodesk очень ценят то, что удается сделать их российским пользователям. Например, в презентационном наборе из лучших кадров, сделанных с использованием решений Autodesk, используется кадр из "Особо опасен" -- эффектное столкновение пуль. На всемирной конференции SeeGraf, которая в 2008 году прошла в Лос-Анджелесе, кадры из российских кинопроектов использовались для демонстрации возможностей программных продуктов для кино.

Рынок в России есть, просто пока он не достиг зрелости, считают в Autodesk. Сами российские игроки оценивают свое положение реалистичнее и циничнее.

"У меня кинобизнес не ассоциируется с терминами "рынок", "потенциал", "вендоры". Привычнее о нем думать в терминологии "откаты", "распилы" и "кидалово", -- делится внутрицеховыми секретами Артем Голиков. -- Визит Шарапова в банду "Черная кошка" помните? Представьте, что он говорит: "Мы завтра пойдем Фокса выручать, предлагаю всем заранее купить билеты на автобус, чтоб не нарушать правила проезда в общественном транспорте". Так и у нас. Среди множества нарушений закона, сопровождающих съемку фильма, уладить вопрос с каким-нибудь Autodesk стоит, наверное, на сотом месте".

Пока не созрели

Легальное использование дорогих решений для профессионалов (таких, как Autodesk Lustre) все же случается. К примеру, на "Мосфильме". Расширение числа подобных клиентов -- это направление развития Autodesk в России считает главным.

И для Autodesk, и для других мировых производителей успех зависит от проката фильмов и количества лицензий на сериалы, сделанные с помощью легальных программных продуктов для трехмерного моделирования. "Нужно, чтобы у российских телекомпаний покупали лицензии на телесериалы, чтобы компьютерные игры переводили на разные языки и продавали", -- говорит Олег Сигачев. Пока это если и есть, то в мизерных объемах. Нехарактерный пример -- онлайн-игра "Пятые герои" производства Nival Online (недавно компания вошла в Astrum Online), что была переведена на несколько языков и разошлась миллионными копиями.

Зрелость отечественного кинорынка -- это зрелость системы проката, т.е. количество вырученных за фильм денег, подтверждает Евгений Козловский. Пока у нас, по его словам, проката попросту нет -- в том смысле, что фильм в российском прокате приносит единицы процентов от сумм, которые он же выручает в США, Франции и даже в Чехии.

Причина этого, возможно (и даже скорее всего), та же, что и на рынке софта для производства кино: пиратство. Первыми от него должны отказаться сами кинопроизводители. Так логичнее.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Виктория МУСОРИНА, Ольга ФЕДИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»