Время новостей
     N°133, 28 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2009
Запорожцы не ищут союза с Москвой
«Мотор-Сич» выбирает независимость
Запорожское ОАО «Мотор-Сич» не намерено входить в состав формирующейся в России Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Максимум, на что согласен крупнейший на территории бывшего СССР украинский производитель вертолетных моторов, -- это образовать совместную с ОДК управляющую компанию. Об этом сообщил «Времени новостей» генеральный директор, председатель правления «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев.

Подобную идею г-н Богуслаев уже высказывал в начале июня на межгосударственном координационном совете по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения. Официальной реакции с российской стороны на это предложение пока не последовало. Между тем в минувшие выходные глава «Мотор-Сич» также рассказал, что его компания наращивает свой собственный интеллектуально-конструкторский потенциал, а также стремится развивать сотрудничество с российскими предприятиями, не входящими в ОДК.

Напомним, ОДК была образована указом президента России 16 апреля 2008 года. В собственность компании переданы государственные пакеты акций российских предприятий авиадвигателестроительного профиля: НПО "Сатурн" (37%), "Пермских моторов" (14,25%), "Авиадвигателя" (45,03%), СТАР (60%), пермского агрегатного объединения "Инкар" (14,95%), "Моторостроителя" (38%), СНТК им. Н.Д. Кузнецова (60%), Самарского конструкторского бюро машиностроения (50%), "Металлиста-Самара" (25,66%), НПО "Поволжский авиационный технологический институт" (38%), а также 100% акций ФГУП "НПО "Мотор" (Уфа) после его акционирования. Сама по себе управляющая компания ОДК, вокруг которой формируется холдинг, представляет собой 100-процентную «дочку» компании «Оборонпром», контролируемой государством.

Еще до выхода президентского указа в печати появились сведения, что Россия хотела бы видеть в составе ОДК и «Мотор-Сич», что логично, учитывая прочные технологические связи, сохранившиеся между авиастроительными предприятиями двух стран с советских времен. Достаточно сказать, что 95% вертолетов, выпускаемых в России, комплектуются двигателями «Мотор-Сич», в которых, в свою очередь, широко представлены детали российского изготовления.

Правда, публично стороны предпочитали высказываться лишь о желательности интеграции, обходя стороной вопрос об условиях такого слияния. В июне 2008 года г-н Богуслаев высказался о вхождении в ОДК следующей обтекаемой формулировкой: «Мы готовы войти в любую организацию, где есть государственные задачи, а не бизнес-проект». Генеральный директор "Оборонпрома" Андрей Реус тогда отозвался: «Надеюсь, что "Мотор-Сич" созреет, и мы начнем переговоры о совместной деятельности в рамках объединенной корпорации».

Уже в этом году тему российско-украинской интеграции в области авиастроения поднял на самый высокий уровень премьер Владимир Путин. На пресс-конференции по итогам прошедшего 29 апреля в Москве под председательством премьеров двух стран заседания комитета по экономическому сотрудничеству он отметил, что на встрече с Юлией Тимошенко они говорили о том, как можно сложить потенциалы и активы двух стран. «Надеюсь, что этот процесс будет двигаться более быстро», -- сказал г-н Путин. Он не произнес названия «Мотор-Сич», однако объективно это один из первых (если не самый первый) украинских активов, интересующих российский авиапром.

Однако предложения, сделанные по этому поводу ОДК, г-на Богуслаева, по его собственным словам, не заинтересовали. «Речь (в этих предложениях. -- Ред.) идет не об интеграции, а о смене собственника», -- заявил он в субботу. Детальная структура собственности на «Мотор-Сич» не разглашается. Известно, что государственной доли там нет вовсе. «ОАО принадлежит частным лицам и компаниям», -- сообщили «Времени новостей» в пресс-службе «Мотор-Сич», добавив, что г-н Богуслаев «не является самым крупным акционером». Согласно годовому отчету-2008, генеральный директор лично владеет 14,983% акций ОАО.

Г-н Богуслаев также не обнаружил у российской стороны готовности приобрести активы «Мотор-Сич» по рыночной цене. «11% наших акций находятся в свободном обращении, -- сказал г-н Богуслаев. -- Если бы кто-то захотел купить нас, он мог бы сделать это на бирже». Он предложил ОДК создать совместную управляющую компанию с ограниченными функциями: регулировать вопросы технологической кооперации и раздела рынка. Причем, как следует из его слов, сам «Мотор-Сич» даже не собирается в этой структуре присутствовать. «В комиссию могли бы войти по три представителя от ОДК и «Ивченко-Прогресс», -- сказал г-н Богуслаев в субботу.

«Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко» (государственное предприятие «Ивченко-Прогресс») -- это структура, тесно интегрированная с «Мотор-Сич» технологически. В советские времена они составляли единый комплекс. Однако в хозяйственно-юридическом плане «Прогресс» не имеет связи с частным предприятием «Мотор-Сич» и полностью контролируется украинским государством. То есть если бы такая компания была создана, «Мотор-Сич» не нес бы ответственности за ее решения, и у нее не было рычагов прямого влияния на «Мотор-Сич». Вчера «Времени новостей» не удалось выяснить реакцию «Оборонпрома» на это предложение.

Между тем подобную идею только с другим составом участников управляющей компании г-н Богуслаев уже высказывал в начале июня на состоявшемся в Запорожье межгосударственном координационном совете по сотрудничеству в области авиадвигателестроения. Там он заявил: «Прежде чем говорить об интеграции с Россией, украинским предприятиям нужно еще год-два для того, чтобы пройти этап акционирования и выравняться с предприятиями России, и мы по этому пути идем. Именно на этот период мы предлагаем нашим российским партнерам создать управляющую компанию, куда войдут Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) с российской стороны, а также ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД). Со стороны Украины в управляющую компанию войдут предприятия "Ивченко-Прогресс", а также "Укрспецсталь" и ряд других предприятий».

Не дожидаясь российской реакции на эти идеи, «Мотор-Сич» предпринял шаги, которые укрепляют его интеллектуальную независимость от конструкторских бюро в России, где при СССР находились основные научные центры авиастроения и смежных отраслей. Г-н Богуслаев в субботу объявил, что в структуре «Мотор-Сич» созданы три собственных конструкторских бюро: по поршневым двигателям, по вертолетным моторам и по наземной технике (электростанциям и газоперекачивающим станциям). Это расширяет гамму услуг, которые «Мотор-Сич» сможет самостоятельно предложить своим клиентам.

Г-н Богуслаев также пообещал в рамках нескольких проектов продолжить сотрудничество с московским АО «Салют», которое не вошло в состав ОДК.

Михаил КУКУШКИН