Время новостей
     N°132, 27 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2009
Индия не беспокоит
Москва и Вашингтон стали ядерными партнерами Дели
Состоявшийся вчера спуск на воду первой индийской атомной подводной лодки предвещает существенные перемены в мировом балансе стратегических сил. «Мы вошли в список избранных государств, способных строить атомные подлодки», -- заявил на торжественной церемонии в судостроительном центре в городе Вишакхапатнам в штате Андхра-Прадеш премьер-министр Индии Манмохан Сингх. До вчерашнего дня в этот список входили лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН -- Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Индия осуществила первое атомное испытание в 1974 году, а затем подтвердила свои амбиции в ядерной области, осуществив повторный взрыв в 1998 году одновременно с Пакистаном.

Спущенная вчера на воду атомная подлодка «Арихант» («Истребитель врагов») будет принята на вооружение индийскими ВМС через два года. Столько времени займет всесторонняя проверка узлов и конструкций в закрытой гавани и ходовые испытания в акватории Бенгальского залива. «Я бы хотел также выразить признательность нашим российским друзьям за последовательное и бесценное сотрудничество, символизирующее наше тесное стратегическое партнерство с Россией», -- заявил вчера премьер Сингх. ВМС Индии в ближайшее время должны получить в лизинг от России атомную подлодку «Нерпа», проходящую ходовые испытания. Именно на ней будут готовить индийские экипажи для «Ариханта». По предварительной информации, «Арихант» будет вооружен 12 баллистическими ракетами, способными нести ядерные боеголовки на расстояние до 700 км. Со временем лодка может быть оснащена ракетами с дальностью до 3,5 тыс. км.

За несколько дней до торжественной церемонии на верфи в Вишакхапатнаме Дели посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она подписала с главой индийского МИДа Соманахалли Маллайя Кришной совместное заявление о дальнейшем развитии двустороннего стратегического партнерства. В документе подчеркнута готовность сторон «сотрудничать в предотвращении ядерного терроризма, противостоять вызовам распространения ядерных вооружений и вести на высоком уровне двусторонний диалог по совместному решению данных вопросов». Подтвердив, что «у Индии и США общие взгляды на мир, свободный от ядерного оружия», г-жа Клинтон и г-н Кришна «согласились продвигаться вперед в рамках Конференции по разоружению к недискриминационному, подлежащему международным и эффективным проверкам договору по прекращению производства расщепляющихся материалов».

Кроме того, на минувшей неделе Индия и США начали консультации по реализации американо-индийского соглашения о партнерстве в сфере гражданской атомной энергетики, подписанного в марте 2006 года. Документ предусматривает разделение индийских гражданских и военных атомных программ с передачей мирных разработок и 35 гражданских ядерных объектов страны под контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Взамен США обязались предоставлять Индии технологии создания реакторов и ядерное топливо для ее гражданских программ.

Американо-индийское сотрудничество в атомной сфере активно развивается, несмотря на то, что Индия так и не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Терпимость США к индийским ядерным программам, в том числе военным, контрастирует с жесткой позицией Вашингтона в отношении другой страны, занимающейся атомными разработками -- Ирана. Тегеран, в отличие от Дели, подписал ДНЯО еще в 1968 году. Да и в соседнем с Индией Пакистане, также не являющемся участником ДНЯО, продолжаются работы в ядерной сфере, создаются новые образцы ракет, способных нести ядерное оружие.

Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев полагает, что удивительная мягкость Вашингтона в отношении стратегических ядерных планов Дели все же не дает оснований для обвинений в «двойных стандартах». «С Индией у США давно налажен переговорный процесс, в том числе по вопросам ядерной безопасности. А Иран является сложным партнером для диалога, власти страны руководствуются политическими амбициями и зачастую переходят границы дозволенного», -- отметил эксперт в беседе с «Временем новостей». Он полагает, что иранские руководители активно используют ядерные программы для укрепления своих внутриполитических позиций, они стремятся укрепить статус Ирана как региональной державы и мечтают стать лидерами всего исламского мира: «Поэтому все акции Ирана в ракетно-ядерной сфере, будь-то испытание очередной усовершенствованной ракеты или запуск космического спутника, вызывают серьезную тревогу ООН или МАГАТЭ, чего нет в случае с Индией».

Что же касается Пакистана, то там с точки зрения интересов нераспространения ядерного оружия ситуация иная, нежели в Индии или Иране. «Существуют серьезные сомнения относительно того, насколько пакистанские власти в состоянии держать под контролем политическую ситуацию в стране и обеспечить сохранность национальных ракетно-ядерных арсеналов. Эта проблема приобретает особую важность, учитывая активность в регионе, и в частности в отдельных районах Пакистана вблизи границы с Афганистаном исламских экстремистов и структур «Аль-Каиды», -- полагает эксперт «ВН».

Петр ИСКЕНДЕРОВ