Время новостей
     N°132, 27 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2009
Смертельная скорость
Очередная катастрофа авиалайнера в Иране унесла жизни 17 человек, включая трех россиян
Вторая за десять дней авиакатастрофа произошла в Иране. В пятницу на северо-востоке страны потерпел аварию самолет Ил-62М, совершавший внутренний рейс по маршруту Тегеран--Мешхед. При посадке у лайнера загорелось шасси, он выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в бетонное ограждение. Скорость при посадке была не менее 150 км/час, и столкновение с препятствием имело катастрофические последствия -- переднюю часть лайнера разнесло, а сам самолет загорелся.

Семнадцать человек погибли на месте, в том числе трое россиян. Еще 30 человек ранены, среди них один гражданин России.

Всего на борту самолета, принадлежавшего иранской авиакомпании Aria Air, находились 153 человека. Самолет был взят в лизинг у казахстанской авиакомпании Deta Air и управлялся казахстанским экипажем. Все шестеро членов экипажа, граждане Казахстана, погибли в катастрофе, поскольку как раз по носовой части самолета пришлась наибольшая сила удара. Как сообщил официальный представитель Организации гражданской авиации Ирана Реза Джафарзаде, одной из основных причин катастрофы, произошедшей в международном аэропорту города Мешхед, могла стать высокая скорость лайнера во время посадки.

Россияне, погибшие в авиакатастрофе в Иране, были членами запасного экипажа самолета и так же, как и погибший основной экипаж, находились в носовом отсеке. Сотрудник посольства РФ в Иране назвал имена погибших соотечественников: Игорь Иванов, Сергей Хатунцев, Габдысамат Аринов. Раненый Александр Балачи находится в больнице в городе Мешхед. Состояние его нормальное, у него сломана нога, и он в сознании.

Казахстанская частная компания Deta Air, которая до иранцев эксплуатировала злосчастный Ил-62М, в своем пресс-релизе заявила, что переданный в эксплуатацию иранской Aria Airlines лайнер являлся полностью оборудованным и готовым к полетам на международных авиалиниях в соответствии с требованиями годности к полетам ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Перед полетами в Иране на лайнере дополнительно была установлена система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ). Бортовой самописец, обнаруженный на месте крушения пассажирского самолета, отправлен на расшифровку, причина катастрофы уточняется.

За последние десять дней это уже вторая авария иранского самолета. Лайнер Ту-154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, выполнявший регулярный рейс Тегеран--Ереван, разбился 15 июля в 200 километрах от Тегерана. Все находившиеся на борту 168 человек, в том числе 15 членов экипажа, погибли.

Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969--1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолетов. К началу 90-х годов четырехдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005-м от Ил-62 отказался «Аэрофлот», когда-то его крупнейший оператор. По состоянию на начало 2009 года в эксплуатации еще остается 39 Ил-62: 20 в России, десять в Казахстане, четыре в КНДР, два на Кубе, лва на Украине и один в Судане. За все время эксплуатации лайнеров Ил-62 23 машины были потеряны в авариях.

Александр ЛИБЕРМАН