|
|
N°92, 27 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минус выборы
Коммунисты почистили ряды
Тремя коммунистами в стране стало меньше. Пленум ЦК партии в минувшие выходные большинством голосов исключил из организации Геннадия Селезнева, Светлану Горячеву и Николая Губенко, невзирая на все их заслуги перед КПРФ. Польза от принятого решения, судя по словам Геннадия Зюганова, одна: партия подтвердила единство воли и единство действий. Особой радости подтвержденное единство ни у кого из членов ЦК не вызвало. Абсолютно все после окончания пленума называли принятое решение «тяжелым для партии».
«Совершена огромная ошибка, может быть даже трагическая», -- заявил Геннадий Селезнев, став беспартийным. «Но на другое решение у нас не было права», -- объяснила газете «Время новостей» член ЦК депутат Думы Хаписат Гамзатова. Если бы ЦК, нарушив решения предыдущих пленумов, позволил трем высокопоставленным коммунистам не покидать руководящих постов в Думе, то такое решение, считает она, невозможно было бы объяснить рядовым коммунистам. На местах, по утверждению г-жи Гамзатовой, немало членов партии, деловая карьера которых пострадала из-за их партийности принадлежности. И никто из них, по ее словам, не отказался от партии во имя карьеры.
Тем не менее почти треть членов ЦК, прибывших на пленум, голосовали против исключения провинившихся, сочтя это слишком «жестким наказанием». «Можно было исключить из ЦК или исключить из фракции», -- полагает депутат Думы Виктор Зоркальцев, который, подчинившись партийному решению, отказался возглавлять думский комитет по делам общественных организаций, но Дума пока не хочет освобождать его от должности. Исключив же «знаковые фигуры», партия, на его взгляд, не оставила себе «вариантов для сотрудничества» с ними. «Минусы» принятого пленумом решения, считает г-н Зоркальцев, «могут проявиться» на очередных выборах.
Даже радикал Виктор Илюхин до последнего надеялся, что «пленум найдет компромисс», так как «у России и в КПРФ нет второго Губенко, Селезнева и Горячевой, а значит, надо бережно относиться к этим людям».
Геннадий Селезнев был готов к компромиссу. Накануне пленума он, по его словам, предлагал и президиуму ЦК, и лично Геннадию Зюганову «развести» посты лидера партии и лидера думской фракции. Г-н Селезнев согласен покинуть кресло спикера, чтобы возглавить фракцию в Думе. Он утверждает, что такая договоренность была с г-ном Зюгановым. Спикер рассчитывал, что лидер партии выступит с этим предложением на прошлом пленуме 10 апреля. «Он этого не сделал, не сделал этого и сейчас. Это не первый случай, когда председатель партии свое слово просто-напросто не держит», -- сообщил г-н Селезнев после исключения. 10 апреля с подобным предложением выступал «человек №2» в КПРФ Валентин Купцов. На последнем пленуме г-на Купцова не было -- он в больнице.
Иными словами, споры о тактике в КПРФ идут на фоне борьбы за лидерство, которая в минувшие выходные, став публичной, очевидно, не прекратилась. «Хотя я теперь беспартийный, буду с утроенной энергией помогать простым людям и коммунистам, которые меня поддерживают», -- пообещал г-н Селезнев. И уходить в другую партию он не намерен: «Хватит бегать по партиям». Светлана Горячева рассчитывает вернуться в партию. После пленума она сообщила, что из Уссурийского одномандатного округа ей предложили вступить в региональное отделение КПРФ. При этом устав партии каждому исключенному позволяет опротестовать принятое пленумом решение. Соответствующее заявление должно быть подано в ближайшие два месяца и адресовано контрольно-ревизионной комиссии или очередному съезду. На ближайшем съезде КПРФ должна выработать предвыборную стратегию и наметить кандидатов в партийный список. Но вместо этого партия рискует заняться разбором персональных дел, который вряд ли укрепит ее рейтинг в глазах избирателей.
Виктор ХАМРАЕВ