|
|
N°132, 27 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Собирательный образ "медведя"
Дмитрий Медведев и Джозеф Байден по-разному смотрят на положение России
В ближайшие годы Россия должна предстать на международной арене совершенно новым государством -- не зловещим Советским Союзом, которого все боялись, и не перестроечной Россией, с которой никто не считался, а демократичной, дружелюбной, но при этом готовой при случае постоять за себя страной. Такой бы ее хотел видеть президент России Дмитрий Медведев. А у вице-президента США Джозефа Байдена оказалось несколько иное представление о России.
«Мне бы хотелось, чтобы наш образ был образом современного и сильного государства, прагматичного, сдержанного, в то же время способного сказать свое слово в международном контексте. Наш образ должен быть таким собирательным, но в то же время комфортным для тех, кто с нами общается. Мы не должны выставлять вперед какие-то колючки, но в то же время мы должны быть способны дать ответ. Иногда жесткий ответ, иногда очень жесткий ответ, но только в том случае, если это угрожает интересам наших граждан. Во всех остальных ситуациях мы должны быть прогнозируемым, сильным и комфортным партнером для наших соседей», -- сказал Дмитрий Медведев в интервью телекомпании НТВ.
От растиражированного на Западе образа "русского медведя", оказывается, отказываться не надо. «Мне этот образ близок и приятен», -- пошутил г-н Медведев. Но этот медведь должен быть сильным и современным. «Вы знаете, что есть ряд крупных, сильных, развитых государств, предъявление паспорта которого помогает человеку решать свои проблемы за границей. У нас должна быть такая же ситуация», -- убежден президент.
Новая сила должна принести России не только уважение за границей, но и качественно изменить жизнь собственных граждан. «Мы хотим видеть Российскую Федерацию сильным государством. Не ради того, чтобы показывать кому-то мышцы, не ради того, чтобы воспитывать кого-то, а ради того, чтобы за счет силы этого государства у наших граждан были хорошие условия для жизни. Потому что в слабых государствах и экономика слабая, не бывает одного без другого», -- полагает г-н Медведев. Так что новый имидж страны пригодится не только тем россиянам, кто по долгу службы или велению сердца часто бывает за границей, но и тем, кто никогда не покидает пределы своей родины. «Экономика глобальна, жизнь глобальна. И поэтому от того, как мы позиционированы вовне, в международной жизни, зависят обычные условия жизни внутри нашей страны, зависят в конечном счете даже такие простые и, может быть, самые важные вещи, как уровень жизни, как зарплата», -- заявил президент. «Попытка выстроить развитое сильное общество, сильную экономику в отрыве от международной жизни -- это бессмысленная затея. Мы знаем и государства, которые пытались так поступить, и знаем результаты, к которым они пришли», -- пояснил Дмитрий Медведев. Он не стал называть эти отрицательные примеры поименно, но, возможно, таким образом попытался отгородиться от попыток реинкарнации Советского Союза, которые так любят приписывать российским властям западные аналитики.
Характеризуя развитие отношений с ближним и дальним зарубежьем, президент начал с Соединенных Штатов Америки: «Нам нужны нормальные, рабочие, дружеские, взаимовыгодные отношения. Это самое главное, от них очень многое зависит». И выстраивание Вашингтоном своих отношений с ближайшими российскими соседями, в первую очередь с Грузией и Украиной, этому не может помешать. «Мы без всякой ревности смотрим на то, как другие государства выстраивают свои отношения с нашими партнерами по международному сообществу, в том числе с такими важными, как США», -- успокоил он. Единственное, с чем Москва не готова смириться, это с попытками завлечь соседей в НАТО. «Наша позиция проста: мы не считаем правильным затаскивать те или иные государства в военно-политические альянсы помимо воли их народов», -- заявил Дмитрий Медведев.
Однако до заявленного уровня отношений еще очень далеко. Не успел американский президент Барак Обама во время своего визита в Москву продемонстрировать желание улучшать отношения с Москвой, как из Вашингтона начали поступать сигналы, которые не понравились "русскому медведю". Вице-президент США Джозеф Байден дал интервью, содержащее куда менее лестный взгляд на положение России на мировой арене.
Серьезные проблемы в экономике толкают Россию к компромиссам с Западом по широкому кругу важных политических вопросов, полагает вице-президент США. Эту мысль он высказал в интервью газете The Wall Street Journal по итогам состоявшейся на днях поездки на Украину и в Грузию. Высокопоставленный американский политик полагает, что Москва будет вынуждена «урезать» свой крупный ядерный потенциал и ослабить «хватку» на постсоветском пространстве: общий баланс сил постепенно «склоняется в пользу США».
Ряд шагов навстречу США Россия уже сделала, отмечает г-н Байден. В частности, Москва была вынуждена сесть за стол переговоров с Вашингтоном о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) из-за неспособности поддерживать на прежнем уровне ядерный арсенал. Кроме того, Россия осознала «географическую близость» иранской и северокорейской ядерных программ и теперь все активнее взаимодействует по этим проблемам с США.
Г-н Байден не исключает, что Россия способна стать более «воинственной», если США не будут относиться к ней как к одной из ведущих сил в мировой политике. Поэтому Вашингтону важно «не переоценить свои преимущества». Вице-президент заметил: «Неумно давить на человека или страну в момент, когда они теряют лицо. Как говаривал мой отец: «Никогда не загоняй никого в угол: он выйдет оттуда, только перешагнув через тебя».
Российские лидеры, по оценке г-на Байдена, «не самовластные идеологи среднего ума», в конечном счете они «довольно прагматичны». Однако ситуация в России такова, что им неизбежно придется принимать ряд «очень сложных, выверенных решений». Вице-президент США отметил: «У них падает численность населения, экономика выдыхается, банковский сектор может не устоять в ближайшие 15 лет, а они все еще держатся за прошлое». По мнению американца, так «продолжаться долго не может -- мир вокруг быстро меняется и уходит вперед».
Джозеф Байден признал, что «потеря империи -- очень трудная вещь», поэтому избавление от груза прошлого в России дается нелегко: «Что, на них вдруг снизошло прозрение, и они решили: «Все, ребята, мы не хотим больше угрожать соседям?» Вице-президент США дал на свой риторический вопрос отрицательный ответ. Он полагает, что это внутренние проблемы ослабили влияние России в постсоветских республиках, стремящихся к большей независимости от Москвы. Российские попытки продемонстрировать военную или политическую силу успеха не сулят. К примеру, отмечает вице-президент, попытки России «шантажировать» Украину и весь европейский континент в газовом вопросе привели к заключению соглашения о строительстве газопровода Nabucco из Центральной Азии в страны ЕС в обход России, «в реальность которого прежде никто не верил».
В Киеве и Тбилиси Джозеф Байден заявлял, что США не собираются налаживать отношения с Россией за счет ущемления интересов Украины и Грузии. «Россия своими действиями против Грузии не повысила свои возможности в мире, а изолировала себя, заплатив за это высокую дипломатическую цену», -- оценивает г-н Байден прошлогодний конфликт вокруг Южной Осетии.
Интервью Джозефа Байден не замедлил прокомментировать помощник российского президента Сергей Приходько.
«Возникает вопрос, кто определяет внешнюю политику США -- президент или, пусть и уважаемые, но члены его команды. А то это мы уже проходили», -- сказал Интерфаксу г-н Приходько. Он выразил надежду, что высказывания г-на Байдена не является целенаправленной политикой всего Белого Дома, а мнением отдельных чиновников. Сергей Приходько напомнил, что взаимная заинтересованность в улучшении отношений была продемонстрирована во время саммита «большой восьмерки» в Аквиле. «Если эта атмосфера некоторым членам команды Барака Обамы не нравится, пускай так и скажут. Если они не согласны с линией собственного президента, мы должны об этом просто знать», -- заявил помощник президента России.
«Увязки вице-президентом США серьезной работы (по сокращению ядерных потенциалов. -- Ред.) с якобы экономическими причинами, а не с той ответственностью, которую Россия и США несут перед международным сообществом, совершенно непонятны», -- недоумевает г-н Приходько. Более того, полагает он, нас обвиняют те, кто спровоцировал международный кризис. По его словам, если же говорить об экономических проблемах, то не только в России, но и во многих странах мира «они связаны с последствиями неразумных, а подчас граничащих с авантюризмом действий экономических институтов самих США в период президентства Джорджа Буша-младшего». Ну что ж, хотя бы в оценке предыдущей американской администрации Москва и Вашингтон согласны.
Вера СИТНИНА, Борис ЮНАНОВ