Время новостей
     N°131, 24 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2009
Они вернулись
Новый этап противостояния Росса Брауна и Эдриана Ньюи
Все это напоминает лихие 90-е, вторая половина которых прошла под знаком противоборства двух технических гениев -- Росса Брауна и Эдриана Ньюи. «Бенетон» против «Уильямса», «Феррари» против «Макларена»... На почетный пьедестал поднимались гонщики, командные призы получали руководившие тогда командами Жан Тодт и Рон Деннис, а главные конструкторы побед оставались в общей толпе инженеров, механиков и другого персонала, радовавшихся успехам у подножия подиума. Тогда их работа напоминала работу конструкторов советских космических программ, фамилии которых мало кто знал. Но в конце концов заслуженная слава не обошла своим вниманием ни тех, ни других.

В 90-х идеи Ньюи оказались более успешными, что воплотилось в победы «Уильямса» и «Макларена». Но Браун взял сокрушительный реванш в 2000-х. Пять чемпионских титулов подряд, добытых Михаэлем Шумахером, заставили говорить о непобедимости «Феррари». А «Макларен» в то же время производил одно неудачное шасси за другим, и авторитет Ньюи с каждой проигранной гонкой становился все меньше. В итоге в 2005 году ему пришлось покинуть команду. Сначала речь шла о годичном отпуске, но затем в «серебряных стрелах» началась коренная реконструкция, и назад теперь уже бывший главный конструктор не вернулся.

Почти такая же судьба постигла и его основного конкурента на ниве инженерной мысли. После двух неудачных сезонов решил уйти на покой Шумахер, и дружный коллектив, собранный Жаном Тодтом, постепенно начал распадаться. В «Феррари» взяли курс на национальные кадры, во главе команды появились другие лица, и Брауну стало неуютно в Маранелло. В 2006 году ему также предложили год отдохнуть, но фактически это было завуалированное увольнение.

Без работы оба инженера оставались недолго. Ньюи пригласил Дитер Матешитц, желавший подтянуть свой «Ред Булл Расинг» к топ-командам, а Брауну поступило предложение от «Хонды», которая, несмотря на свои многомиллионные вложения, никак не могла получить конкурентную машину. Конечно, превратить вчерашнего аутсайдера в чемпионскую конюшню в одночасье не под силу даже таким гениям. Требовались время и огромный труд, чтобы достичь нового уровня.

К сожалению, а может быть, и к счастью, японцам не хватило терпения подождать результатов деятельности англичанина. Сославшись на кризис, «Хонда» ушла из Больших призов, но разрешила Россу Брауну выкупить принадлежавшее команде имущество, что позволило англичанину сохранить конюшню, дав ей собственное имя. У «Ред Булл» запас прочности оказался больше, хотя Матешитцу приходится финансировать еще и «Торо Россо». Постепенно деятельность Ньюи начала приносить плоды. И в прогнозах специалистов перед началом нынешнего сезона «Ред Булл» значился в фаворитах. Кто бы мог подумать, что в семи первых гонках пилоты «Ред Булл» смогут выиграть лишь однажды, а главным возмутителем спокойствия станет команда Росса Брауна, впервые протестировавшая свои машины за неделю до старта чемпионата.

Для Эдриана Ньюи это был тяжелый удар. Он продолжал утверждать, что его болиды быстрее, чем у Брауна. В квалификациях Себастьяну Феттелю не хватало порой десятых секунды, чтобы опередить Дженсона Баттона. В гонках же «Браун» в первой половине сезона смотрелся предпочтительнее, но это и неудивительно, так как еще в «Феррари» Росс зарекомендовал себя еще и как отличный стратег, которому удавалось перевернуть ход неудачной гонки каким-нибудь неожиданным ходом вроде изменения количества пит-стопов. И к середине чемпионата стало казаться, что очковый запас позволит Баттону с легкостью завоевать титул, а Брауну стать обладателем Кубка конструкторов.

Однако похоже, что вторая часть сезона будет не менее, а может быть, даже более увлекательная, чем первая. Две победы подряд, одержанные пилотами «Ред Булл» в последних гонках, свидетельствуют, что в «Ред Булл» хорошо поработали над ошибками, и Ньюи удалось нивелировать преимущество «Брауна», заключавшееся в двойных диффузорах -- главной технической изюминке этого года. К тому же внутри команды Росса Брауна неожиданно вспыхнули разногласия. Рубенс Баррикелло имел все шансы выиграть Гран-при Германии, если бы не заминка на пит-стопе, вызванная неполадками в заправочном механизме. Это вызвало бурную реакцию бразильского гонщика, заподозрившего команду в саботаже. Вполне возможно, что теперь Баррикелло не захочет подчиняться командной тактике, приверженцем которой, как известно, является Росс Браун. Для Баттона это может означать появление еще одного опасного соперника, а для команды -- утрату единства. К чему это приводит, мы все помним на примере «Макларена» образца 2007 года.

«Красный бык» явно быстрее на скоростных автодромах, а таких на заключительной стадии чемпионата большинство. Так что Хунгароринг, самая медленная после Монако трасса «Формулы-1» -- возможно, последний шанс для «Брауна» и лидера сезона Баттона пополнить очковую копилку, чтобы еще какое-то время чувствовать себя в безопасности.

Дмитрий СИТНИК