|
|
N°92, 27 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На зависть политикам
Католиков и православных мирит искусство
Если нырнуть в глубь веков, окажется, что слухи об абсолютной изоляции средневековой России от западной цивилизации сильно преувеличены. Это стереотип, следствие элементарного невежества. Разрушить данный стереотип поможет выставка, открывшаяся на днях в Новодевичьем монастыре (филиале Государственного исторического музея). Выставка называется «Средневековые сокровища из Нидерландов. Собрания музея-монастыря Св. Екатерины г. Утрехта». Место экспозиции выбрано идеально. Новодевичий монастырь издревле был наиболее значимым среди других. Он охранял именно западные рубежи (был построен на дороге в Смоленск и Литву). Возведен по обету великого князя Василия Ивановича, вернувшего в 1514 году Руси Смоленск. Посвящен чудотворной Смоленской иконе Божьей Матери. Как пишет историк XVII века Павел Алеппский, в монастырь этот «поступали дочери самых знатных лиц в государстве». Напомним, что в Новодевичий монастырь удалилась вдова Федора Иоанновича царица Ирина. Сюда по приказу Петра заточили царевну Софью, повесив перед окнами ее кельи сторонников -- бунтовщиков-стрельцов. В подклете собора монастыря погребены дочь Грозного Анна, первая супруга Петра Евдокия Лопухина. Любопытно, что развернувшийся к Западу титулованный «сторож» царской столицы к концу XVII века выглядел вполне по-европейски. Композиционной доминантой стала кружевная колокольня 1690 года. Ее кружево можно назвать «брабантским», настолько схожа красавица с колокольнями городов центральной Европы. И красно-белый цвет, принятый многими за символ исконно русского зодчества, -- на самом деле следствие контактов с маньеристической западноевропейской традицией.
Колокольня Новодевичьего оказалась сегодня замечательным маяком для светских и церковных послов России и Нидерландов. Мы повезли им свои древности: проект «Княгини-инокини Новодевичьего монастыря» (среди экспонатов лицевое шитье, иконы, утварь). Они приехали со своими сокровищами, тоже монастырскими. Монастырь иоаннитов (рыцарей св. Иоанна) в Утрехте был основан в XII веке. Процветал до 1580 года, пока Реформация не расправилась с религиозными орденами. В XIX веке церковь монастыря была возвращена католикам и вскоре стала центральной католической церковью Нидерландов. Этой цели служит и поныне. Монастырь Св. Екатерины являет пример того, как разные религиозные конфессии объединяются ради сохранения исторического наследия. Архиепископский музей с коллекциями церковного искусства существовал в Утрехте с начала XX века. В 1979 году он превратился в Национальный музей истории христианского искусства Нидерландов. Коллекции, включающие шедевры католического и протестантского духовного искусства, разместились в здании монастыря Св. Екатерины. В 1981 году музей в монастыре был удостоен премии Совета Европы и Международного совета музеев как «европейский музей года».
Привезенные в Москву шедевры позднеготического искусства (рукописи и первопечатные книги с миниатюрами, иконы, лицевое шитье на церковных облачениях, деревянная скульптура, резные рельефы из слоновой кости) наглядно опровергают миф о полнейшей изоляции Восточного и Западного христианства. Мы смотрим, затаив дыхание, на крохотную, заплетенную в каллиграфические стебельки аканта миниатюру «Молитва царя Давида» из «Часослова» фламандского мастера второй половины XV века. Мы вспоминаем инициалы и заставки созданных в то же время «Буслаевской псалтири» и «Книги пророков» из собрания бывшей Ленинки (ныне РГБ). В русской книге изображены похожие «готические» ангелы в мантиях католических монахов. Они играют на инструментах вроде виолы или лютни. Как видно, не только для Западной Европы нидерландские иллюминированные рукописи считались эталонными. Вибрирующие в складках одеяний широколицые, будто простолюдины, утрехтские святые ассоциируются с церковными образами русского Севера. Облачения голландских епископов по филигранной тонкости вышитых на них икон соперничают с одеяниями русских митрополитов.
История оказалась лучшим дипломатом. Пора подтянуться и политике.
Сергей ХАЧАТУРОВ