|
|
N°130, 23 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отсроченный раскол
"Правое дело" отказалось от борьбы за Мосгордуму
Либеральный проект Кремля -- партия «Правое дело» на вчерашнем заседании федерального политсовета приняла решение отказаться от участия в выборах в Мосгордуму. «Мы решили не участвовать в этих конкретных выборах и не выдвигаем своего списка», -- озвучил решение политсовета сопредседатель партии Борис Титов. «Это лучше, чем участвовать в выборах неподготовленными», -- сказал другой сопредседатель -- Георгий Бовт. А третий сопредседатель -- Леонид Гозман сообщил, что «Правое дело» ни в коем случае не уходит с политического небосклона и планирует штурмовать Госдуму в 2011 году. Правда, после реорганизации, которая может привести к появлению в партии единовластия. Сейчас "Правому делу" придется разъяснить свою позицию региональным отделениям, которые от принятого решения, мягко говоря, не в восторге.
Выборы в Мосгордуму пройдут 11 октября. Москвичам предстоит избрать 35 депутатов: 18 по партийным спискам и 17 по одномандатным округам. Для «Правого дела», самой молодой организации в реестре зарегистрированных в Минюсте политических партий, эта первая самостоятельная избирательная кампания едва не закончилась расколом.
В минувший вторник с сопредседателями партии встретился первый замглавы администрации президента Владислав Сурков. Вероятно, эта встреча и подтолкнула партию к пораженческому решению. Судя по дальнейшим скупым и неопределенным комментариям лидеров «Правого дела», главный кремлевский партстроитель не дал ни четких указаний по поводу участия в выборах, ни обещания помочь. Партия так и не смогла определиться, идти на выборы в Мосгордуму самостоятельно или в общем списке с "Яблоком" и как вести избирательную кампанию -- поддерживать политику мэра Москвы или выступать с ее жесткой критикой.
«Правое дело» родилось от слияния «Союза правых сил», «Гражданской силы» и Демократической партии России при активном участии Кремля. Учредительный съезд новой политической организации состоялся 16 ноября прошлого года. Партия была призвана стать «правой ногой Кремля», по аналогии с «левой ногой» -- «Справедливой Россией», в которую в свое время также объединились три политические силы. «Правое дело» ставило себе задачу триумфального возвращения демократов в парламент, что при поддержке Кремля было бы вполне возможно. Особенно после принятия президентского закона, позволяющего партиям, набравшим от 5 до 7%, получить несколько мест в Думе.
Однако «Правое дело» стало партией трудной судьбы. Выходцы из разных партий так и не смогли толком поладить. Сначала бывшие эспээсовцы выступили против присутствия в руководящих органах экс-лидеров прежних кремлевских либеральных партий-спойлеров -- Демпартии и «Гражданской силы» Андрея Богданова и Михаила Барщевского. В итоге у партии появилось три сопредседателя -- бывший и.о. лидера СПС Леонид Гозман, недавно покинувший пост председателя «Деловой России» Борис Титов и журналист Георгий Бовт. Вскоре выяснилось, что между ними нет единства во взглядах на цели и задачи партии.
Предстоящие выборы в Московскую думу усугубили ситуацию. Леонид Гозман считал, что партия должна требовать отставки мэра Москвы Юрия Лужкова и ни в коем случае не занимать по отношению к нему сервильную позицию. Борис Титов был против таких радикальных требований. Зато он выступал за коалицию с «Яблоком». Экс-председатель «Деловой России» утверждал, что во имя дела объединения демократов правым стоит согласиться идти на выборы по списку «Яблока» и под «яблочными флагами». Г-н Гозман в свою очередь считал, что «Правое дело» должно участвовать в выборах самостоятельно, в крайнем случае вступить в коалицию, но без потери идентичности.
Однако перед тем как отказаться от участия в выборах, «Правое дело» сделало предложение «Яблоку» -- идти на выборы вместе и поставить во главе списка лидера движения «Бизнес-солидарность» Яну Яковлеву. «Яблоко» это предложение с негодованием отвергло. «Мы были согласны, если наш список возглавил бы сопредседатель «Правого дела» Борис Титов. Но тут нам было сделано просто комедийное новое предложение, чтобы список возглавила какая-то женщина, фамилию которой я даже не вспомню. Все это превратилось уже в откровенный фарс, что нас категорически не устраивает», -- так прокомментировал идею правых лидер «Яблока» Сергей Митрохин. При этом он отметил, что список во главе с г-ном Титовым «все равно нельзя было бы называть единым списком с «Правым делом». «Борис Титов -- это единственная рукопожатная фигура в «Правом деле», и поэтому мы могли бы поставить его во главе нашего списка только из уважения к нему», -- сказал г-н Митрохин.
Борис Титов после вчерашнего заседания политсовета "Правого дела" отметил, что понимает «яблочников», которые «имели на то право». Леонид Гозман опять с ним не согласился в мягкости оценок: «Мы сделали им хорошее предложение, которое следовало принять. Они в очередной раз отвергли протянутую руку».
По словам лидеров «Правого дела», их решение не участвовать в выборах связано с безнадежностью борьбы против мэра Москвы, обладающего огромным административным ресурсом. Да и социологические опросы говорят о том, что отставки Лужкова жаждут меньше 10% москвичей. «И эти 10% на выборы не придут», -- отметил г-н Бовт.
Сейчас перед партией стоит задача реорганизации. Титов и Бовт считают, что институт сопредседателей не пошел партии на пользу. «Нужен единый центр принятия решений. Должен быть кто-то, ответственный за линию партии, ее программу, -- отметил г-н Титов. -- Это может быть кто-то из нас или человек, которого мы наймем». «Политических лидеров не нанимают», -- возразил Леонид Гозман. На это г-н Титов вспомнил историю Руси, когда «людей звали на княжение». А г-н Гозман заметил, что такие люди -- менеджеры, а не политические лидеры. Он считает, что сопредседатели должны остаться в любом случае, даже при появлении должности председателя.
На сегодняшний день «Правое дело» остается единственной партией без вождя. В свое время «Справедливая Россия» отказалась от идеи сопредседательства. «Эсерами» руководит спикер Совета Федерации Сергей Миронов, и это тоже работает на относительную успешность проекта. В руководящих органах «Правого дела» нет ни одной персоны, встроенной во властную вертикаль.
Как бы там ни было, до парламентских выборов еще много времени, и «Правое дело» ждет серьезная работа над ошибками. Своей идеей относительно реорганизации партии с корреспондентом «Времени новостей» поделился единственный член федерального политсовета, голосовавший против неучастия в московских выборах, -- Борис Надеждин: «Полить дустом и закопать. А на могиле поставить памятник с надписью: «Здесь был Сурков».
«Партия архитектурная, сконструированная может быть эффективна только в том случае, если это ведущая партия страны, обладающая огромными ресурсами. Если их нет, она оказывается на периферии, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. -- У «Правого дела» сразу возникла проблема с конструкцией руководства власти: три сопредседателя, два из которых тут же оказались антагонистами. При этом никто из них не является харизматической фигурой. Конструкция появилась не просто так, а была согласована с Кремлем, но при первом же испытании продемонстрировала свою уязвимость. Даже если к сопредседателям добавится председатель -- из их числа или варяг со стороны, проблемы неизбежны. Он либо встанет на одну из сторон, либо займет позицию всеобщего примирителя, но надолго ли его хватит? Своим решением не участвовать в московских выборах «Правое дело» лишь отсрочило неизбежный раскол».
Партия тем не менее все же собирается идти на выборы региональных законодательных собраний Республики Марий Эл, Республики Коми и Тульской области, которые пройдут в один день с московскими -- 11 октября.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА