Время новостей
     N°130, 23 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2009
Каникулы на шельфе
Правительство обнулит НДПИ для месторождений Черного и Охотского морей
Сегодня президиум правительства должен рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому компании, занимающиеся разработкой шельфовых месторождений, могут рассчитывать на нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых. Причем такие каникулы могут продлиться до 15 лет. При этом вопрос о доступе к шельфовым залежам негосударственных компаний пока по-прежнему без ответа.

15 июня на совещании правительственной комиссии по ТЭК была утверждена программа Минэнерго, в рамках которой на создание необходимой инфраструктуры для разработки недр Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края предполагается потратить до 3 трлн руб. (правда, государство готово выделить на эти цели только 260 млрд руб.). В начале этой недели премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о введении нулевой экспортной пошлины на нефть, добываемую на 13 месторождениях Восточной Сибири. Теперь дошла очередь и до шельфа.

Проект федерального закона предусматривает «право налогоплательщиков на применение нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти на месторождениях, расположенных полностью или частично в акваториях Черного и Охотского морей» на начальном этапе освоения участков недр. Примечательно, что этот начальный этап будет весьма длительным. Так, каникулы на черноморском шельфе будут продолжаться в течение десяти лет (или 15, если компания ведет на месторождении весь спектр работ -- от разведки до добычи) или до тех пор, пока общий объем добычи не составит 20 млн тонн. На Охотском море нулевая пошлина будет действовать до достижения суммарного объема добычи 30 млн тонн. По мнению экспертов, длинные каникулы во многом нивелируют огромную затратность шельфовых проектов. Напомним, что в прошлом году НДПИ обнулили и для других труднодоступных месторождений на арктическом, каспийском и азовском шельфах, а также для новых проектов полуострова Ямал и Ненецкого автономного округа.

Обе льготные зоны добычи весьма перспективны. Зарубежные инвесторы давно освоились на российском Дальнем Востоке, а государство охотно инвестирует в строительство необходимой нефтегазотранспортной инфраструктуры в регионе. В этом смысле освоение черноморского шельфа представляется еще более выгодным. В регионе уже есть крупные порты с необходимой инфраструктурой, функционирует и проектируется несколько нефтепроводов, количество потенциальных потребителей более чем достаточно. Перспективы добычи нефти на черноморском шельфе были высоко оценены еще советскими геологами, и был создан специальный трест «Черноморнефтегаз».

В конце мая нынешнего года был подписан меморандум о сотрудничестве между министерством экономики Абхазии и «Роснефтью», согласно которому корпорация получила возможность осваивать шельф республики. По некоторым данным, запасы углеводородов там могут составлять 300--500 млн тонн нефти. Правда, разработка их может оказаться весьма затруднительной из-за высокой сейсмичности региона и неопределенности юридического статуса Республики Абхазия.

Положительный эффект от последних решений властей почувствуют в большей степени корпорации со значительным (более 50%) государственным участием. «Речь идет в первую очередь о «Роснефти». Возможно также участие «Газпром нефти». Другим компаниям, особенно с незначительным госучастием, вряд ли стоит рассчитывать на доступ к шельфу», -- отмечает главный аналитик ФГ «Калита Финанс» Андрей Ганган. Частные же компании, несмотря на их настоятельные требования, к заветным шельфовым залежам пока не допущены. С одной стороны, такие ограничения вполне оправданны, поскольку среди нефтяников не так много тех, кто обладает достаточными средствами для столь затратного процесса, как освоение, например, глубоководного арктического шельфа. С другой стороны, госкорпорации также не готовы нести колоссальные расходы и активно приглашают к сотрудничеству зарубежных партнеров. Яркий тому пример -- сахалинские проекты, в которых участвуют Shell, ExxonMobil, Mitsui, Mitsubishi, ONGC и ВР. Стоит также отметить, что в освоение российского шельфа эти компании вложат не только деньги, но и передовые технологии нефтедобычи. «Ни одна из отечественных нефтяных компаний не обладает необходимой технической базой, которая позволила бы обеспечить эффективное освоение шельфовых месторождений. Поэтому, скорее всего, полностью повторится история с сахалинскими проектами», -- подытожил г-н Ганган.

Основными претендентами на совместную разработку богатств российской акватории, по-видимому, будут те западные компании, которые сегодня на фоне кризиса в наибольшей степени заинтересованы в улучшении своих показателей по запасам углеводородов, в частности это Royal Dutch Shell, ВР, ConocoPhillips и ExxonMobil.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ