Время новостей
     N°92, 27 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2002
«Последняя миля» к подписчику
У «Роспечати» новые владельцы и новая политика на рынке
Агентство «Роспечать», сменившее собственников, намерено восстановить утраченные в последние годы позиции на рынке, ориентируясь на новые формы работы и с издателями, и с читателями. В конце прошлой недели стало известно, что высший менеджмент агентства «Роспечать» продал свои доли акций инвестиционной компании «Базовый элемент» (бывшая группа «Сибал») и еще ряду фирм. Новые акционеры, владеющие теперь в совокупности контрольным пакетом ОАО «Агентство «Роспечать», доверили «Базовому элементу» (20% акций) обеспечить управление компанией. По решению нового совета директоров гендиректором «Роспечати» стала Светлана Соколова, ранее занимавшая пост заместителя гендиректора «Базового элемента».

«Роспечать» -- преемник советского госмонополиста «Союзпечать», занимавшегося распространением печатной продукции по подписке и через розничную сеть. Агентство по-прежнему является крупнейшим распространителем печатной продукции в России, работает во всех субъектах федерации и странах СНГ. Услугами «Роспечати» пользуются около 1000 издательств, а ее каталоги включают в себя практически весь спектр печатной продукции России. По данным Минсвязи, объем рынка подписки в стране составляет около 10 млрд руб. с тенденцией роста до 30% в год. При этом оборот «Роспечати» в 2001 году составил 4,5 млрд руб.

Светлана Соколова заявила корреспонденту газеты «Время новостей», что в последние годы «Роспечать» в значительной степени утратила свои позиции на рынке. По ее мнению, это произошло не только из-за сложностей переходного периода, когда свободные ниши были заняты более мобильными альтернативными операторами, но и по причине малоэффективного управления компанией. Тем не менее у «Роспечати» сохранились обширная инфраструктура, квалифицированные кадры и огромный опыт работы (общая история агентства насчитывает почти 80 лет). По словам г-жи Соколовой, эти предпосылки для качественного роста новый менеджмент компании намерен усилить путем углубленного анализа не только существующей структуры управления, но и всего рынка подписки, а также особенностей распространения печатной продукции в регионах. «Задача, которая стоит перед «Роспечатью» и нашим менеджментом, так изменить работу, чтобы мы смогли оказывать издательствам более качественные услуги. Издатели говорят, что раньше при работе с «Роспечатью» порой приходилось обращаться в несколько отделов подряд. Мы введем систему менеджеров, которые будут сразу закреплены за определенными издательствами», -- говорит гендиректор агентства.

Конкуренция между распространителями, по мнению главы «Роспечати», будет идти не только за клиента-издателя, но и за клиента-потребителя. «Сейчас в нашем обществе растет ощущение стабильности, и вместе с этим растет наш рынок. Причем растет даже не рынок печатной продукции, а именно рынок подписчиков», -- считает г-жа Соколова. Она не согласна с прогнозами, что в будущем розничное распространение будет полностью доминировать над подпиской. Читатель, подписываясь, как бы авансирует определенного издателя, что имеет больше преимуществ, нежели недостатков: во-первых, издательство получает некоторую гарантию стабильности и ориентиры на ближайшее будущее, во-вторых, система подписки и оплаты вперед является вполне традиционной для России и по своей сути не вызывает особых нареканий у потребителя, в-третьих, в стране выпускаются тысячи узконаправленных и отраслевых изданий, которые на 100% адресно распространяются по подписке, и найти их в рознице попросту нереально.

Новые менеджеры «Роспечати» отдают себе отчет в том, что залогом успеха будет преодоление доставшихся в наследство неповоротливых методов работы агентства и «игра на одном поле» как с фирмами-конкурентами, так и с новыми формами коммуникаций вроде Интернета. В этом смысле ведущему распространителю еще есть куда развиваться: от приема подписки через глобальную сеть до многочисленных форм адресной доставки или обеспечения популярной на Западе торговли по каталогам. К тому же сегодняшние региональные читатели объективно ограничены стандартным набором местной периодики и небольшим списком доступных центральных изданий. Применив более гибкие формы работы, реально обеспечить со временем большинству подписчиков получение практически любого издания из-за пределов своего региона, как это практиковалось в системе «Союзпечати». «Мы ясно представляем себе, что наиболее трудным в нашей работе будет синдром «последней мили», когда самые большие усилия приходится тратить на конечный отрезок на пути к потребителю, но мы готовы решать и эти задачи», -- заявила Светлана Соколова.

Георгий ПОПОВИЧ