|
|
N°130, 23 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги в трубу
Минск остановил перекачку топлива в Латвию
Скандал, спровоцированный прекращением прокачки дизельного топлива на белорусском участке нефтепродуктопровода Унеча--Вентспилс, может быть завершен уже сегодня. Как сообщил «Времени новостей» начальник пресс-службы МЧС Белоруссии Виталий Новицкий, работа трубопровода будет возобновлена 23 июля в 23.00. «За последние дни темпы ремонта увеличились в разы. К тому же российская сторона обязалась до 27 июля предоставить нам точный график устранения дефектов и обещала увеличить количество ремонтных бригад. Мы не против немедленного возобновления прокачки дизтоплива, но это не представляется возможным по техническим причинам», -- рассказал г-н Новицкий.
17 июля российское предприятие «Запад-Транснефтепродукт» по требованию Минска прекратило эксплуатацию участка трубопровода Унеча--Вентспилс, через который дизтопливо поставляется в Латвию. Это событие почти совпало по времени с запретом на поставки в Россию мясной продукции двух белорусских заводов, о котором стало известно 21 июля. Минск утверждает, что участок нефтепродуктопровода был закрыт по техническим причинам. «Это история не одного дня. Она тянется долгие годы. Мы и раньше обращали внимание российской стороны на неудовлетворительное состояние нефтепродуктопровода», -- отметил в беседе с «ВН» Виталий Новицкий. Он напомнил, что на данном участке в марте и мае 2007 года произошли две серьезные аварии. Во время одной из них дизтопливо попало в реку Улла, а из нее в Западную Двину, по которой достигло латвийской территории.
«Минск действительно не раз указывал российской компании, чтобы она инвестировала в ремонт нефтепродуктопровода, по которому ежегодно перекачивается порядка 9 млн тонн топлива. Белоруссия даже предлагала российской стороне заложить инвестиционную составляющую в транзитном тарифе. Минск рассчитывал таким образом проконтролировать, чтобы регламентированный объем ресурсов выделялся на ремонт трубопровода, построенного несколько десятков лет назад», -- сказала «ВН» экономист Татьяна Маненок. Белорусские эксперты предполагают, что нежелание российской стороны тратить деньги на ремонт трубопровода может указывать на планы по отказу от его эксплуатации в будущем в пользу альтернативных маршрутов.
Из-за технического состояния продуктопровода в нем не раз приходилось снижать рабочее давление. Виталий Новицкий рассказал «ВН», что ранее по настоянию Минска несколько раз проводилась диагностика нефтепродуктопровода, когда в трубу запускался зонд, фиксирующий сколы и микротрещины. По его словам, было обнаружено более 3 тыс. дефектов. 1082 из них нужно устранить, чтобы трубопровод мог функционировать в нормальном режиме. Для работы с минимальным давлением требуется починка в 150 местах, где, по словам г-на Новицкого, «в любой момент может произойти авария». Из этого числа за последние полгода было ликвидировано 22 дефекта, после закрытия трубопровода ремонтные работы заметно ускорились, и в промежутке с 17 по 22 июля «Транснефтепродукт» устранил 14 дефектов.
Глава Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Янис Юрканс заявил журналистам, что решение белорусской стороны остановить работу нефтепровода была политическим шагом. По его словам, из-за перекрытия трубопровода Латвия терпит немалые убытки, однако он исключил вмешательство Риги в споры между Москвой и Минском. Получателем топлива по трубе Унеча--Вентспилс является совместное латвийско-российское предприятие «Латространс», где 66% принадлежит латвийской «Вентспилс нафта», а 34% -- российской компании «Транснефтепродукт».
«Мы заложники российско-белорусских отношений, -- сказал вчера «ВН» председатель правления компании «Латространс» и глава правления «Вентспилс нафта» Владимир Соломатин. -- Отсутствие прокачки по трубе ставит компанию в кризисное положение, однако самостоятельно решить проблему мы не можем. Мы не в состоянии ни повлиять на белорусские власти, ни чинить белорусскую часть трубы». Наш собеседник посетовал, что «Латространс» выделяет многомиллионные инвестиции на поддержание латвийского участка продуктопровода в нормальном техническом состоянии, но «партнеры тратили гораздо меньше».
С прекращением работы трубопровода Унеча--Вентспилс полностью остановилась балтийская нефтепродуктопроводная система. По территории Латвии проходят три ветки трубы. Нефтепровод Полоцк--Вентспилс не работает с 2003 года, оператор сослался на износ трубы. С 2006 года из-за ремонта закрыт нефтепровод «Дружба», идущий на литовский Мажейкяй.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск, Дарья ЖДАНОВА, Рига