|
|
N°129, 22 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У Матвиенко есть «запасной аэродром»
В Питере размышляют, смогут ли обойтись без «России»
Власти Санкт-Петербурга допускают возможность ухода авиакомпании ГТК «Россия» из аэропорта Пулково и на этот случай рассматривают возможность создания там нового базового авиаперевозчика. Об этом вчера сказала на заседании городского правительства губернатор северной столицы Валентина Матвиенко. Эксперты, правда, считают, что в нынешних условиях строить в Петербурге еще одну авиакомпанию «с нуля» -- утопия.
Беспокойство за судьбу ГТК «Россия» питерские власти стали испытывать в связи с планами вхождения ее в авиакомпанию «Росавиа», создающуюся под эгидой госкорпорации «Ростехнологии» и правительства Москвы. «Изменения в «Росавиации», связанные с созданием единой государственной корпорации «Росавиа», ставят под вопрос главенствующее положение ГТК «Россия» на рынке Петербурга», -- сказал в своем докладе на вчерашнем заседании городского правительства глава Северо-Западного управления воздушного транспорта Виталий Халиков. «Если «Росавиа» выполнит свои планы, воздушное сообщение Петербурга будет вестись по остаточному принципу», -- добавил он. Опубликованные до сих пор концепции развития «Росавиа» исходят из того, что основным аэропортом базирования новой компании будет московское Внуково.
Г-жа губернатор напомнила собравшимся, что между городским правительством и «Ростехнологиями» существует договоренность, что «Россия» останется базовой петербургской авиакомпанией. 7 февраля этого года за подписями г-жи Матвиенко и гендиректора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова даже было опубликовано совместное заявление, в котором говорилось: «ГТК «Россия» является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Планируется, что будущая дочерняя структура (на базе ГТК «Россия») нового национального авиаперевозчика будет осуществлять свою деятельность как отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в Санкт-Петербурге, и останется одним из крупнейших налогоплательщиков города».
Однако вчера г-жа Матвиенко все же не исключила вероятности того, что события вокруг ГТК «Россия» будут развиваться по какому-то иному сценарию. «У нас есть запасной аэродром, -- сказала она. - Если «Россия» все-таки будет вынуждена уйти из Петербурга, мы обсудим возможность создания новой базовой авиакомпании».
Источник в «Ростехнологиях» на условиях анонимности вчера заверил корреспондента «Времени новостей», что опасения петербургских властей беспочвенны. «Мы имеем с Петербургом соглашение, в соответствии с которым от вхождения «России» в «Росавиа» город не должен ничего потерять, его интересам не должен быть нанесен никакой ущерб», -- отметил наш собеседник.
Некоторую нервозность питерцев могла вызвать смена руководства в ГТК «Россия». Вчера там приступил к исполнению обязанностей новый генеральный директор Роман Пахомов (руководивший компанией с февраля 2005 года Сергей Михальченко на прошлой неделе ушел в отставку). Г-н Пахомов, хотя и учился в свое время в военно-морском училище в Петербурге, последние годы посвятил работе в авиакомпаниях, базирующихся в Москве. Коллективу ГТК «Россия» его представил замглавы госкорпорации «Ростехнологии» Игорь Завьялов. «Основной задачей нового гендиректора будет подготовка авиакомпании к акционированию и приватизации», -- сообщил наш собеседник в госкорпорации (сейчас ГТК «Россия» имеет форму ФГУП).
Перед г-ном Пахомовым поставлена также нелегкая задача улучшить финансовое положение ГТК «Россия». Вчера объявлено, что по российским нормам бухгалтерского учета она закончила 2008 год с чистым убытком 2,35 млрд руб. против 407 млн руб. убытка в 2007 году. По неофициальным данным, объем чистой задолженности компании перед кредиторами и контрагентами составляет порядка 5,1 млрд рублей.
Согласно статистике «Росавиации» за январь--май 2009 года, «Россия» в этот период показала снижение пассажиропотока на 5% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В нынешнем контексте такое снижение выглядит скромным. Однако в абсолютных цифрах перевезенных пассажиров «Россия» занимает сейчас в рейтинге отечественных авиакомпаний четвертое место. Нынешняя ГТК «Россия» -- это результат слияния в 2006 году авиапредприятия Пулково со «старой» московской ГТК «Россия».
Снижение спроса на воздушные путешествия отмечается не только у «России» -- в этом смысле северо-запад России не отличается ни от других регионов страны, ни в целом от мирового рынка. Аэропорт Пулково вчера сообщил, что в первой половине 2009 года он сократил количество обслуженных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 12,6% -- до 2,8 млн человек. Количество взлетно-посадочных операций уменьшилось в той же пропорции -- 12,5% (до 39 698). Кстати, именно исходя их текущей неблагоприятной конъюнктуры рынка, эксперты не склонны принимать всерьез слова г-жи Матвиенко о создании нового базового авиаперевозчика. «Как бы ни развивались события вокруг ГТК «Россия», у города сейчас нет средств на еще одну авиакомпанию, а если бы они и были, то такой проект потребовал бы не менее пяти лет», -- считает один из них, попросив не называть его имени.
Михаил КУКУШКИН