|
|
N°130, 23 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лобзики во спасение
Производство электроинструментов позволило Ижмеху создать новые рабочие места в разгар кризиса
Последствия кризиса -- снижение объемов выпускаемой продукции, проблемы с получением кредитов, прекращение разработок и освоения серийного производства новых высокотехнологичных образцов, сокращение рабочих мест -- в полной мере ощущаются и российской оборонной промышленностью. Все это было характерно и для Ижевского механического завода, известного на весь мир. Сегодня это многопрофильное предприятие, обладающее технологиями машиностроения, металлургии, приборостроения, микроэлектроники. Более 11 тыс. человек производят гражданское, служебное и боевое оружие, упаковочные и кухонные машины, электроинструмент, нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, точное стальное литье. ИМЗ восстанавливает некогда закрытые линии по изготовлению электробытовых инструментов. В марте 2009 года на заводе сменилось руководство. О том, как завод чувствует себя в кризис, военному обозревателю «Времени новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказал генеральный директор ФГУП «Ижевский механический завод» Андрей НАТОЧЕВ.
-- С момента вашего прихода на должность гендиректора на заводе появилось более 400 рабочих мест. Итальянский журнал Armi e tiro недавно написал о вашем предприятии: «Рабочая сила Ижевского механического завода превосходит «Берету», «Смит-Вессон» и «Кольт», вместе взятые». Как это удалось?
-- Главное, что мы не остановили завод. Далось это очень тяжело. Часть производственных мощностей была не загружена, некоторые полностью остановлены. Завышен уровень цен на сырье, материалы и услуги сторонних организаций, высоки нормы расхода материалов в производственном цикле. Все это завышало себестоимость продукции, негативно сказывалось на объеме продаж. Долги -- худшая сторона бедности -- росли. Не оправдал себя и выбор единственного дилера, выдача эксклюзивных прав на торговлю продукцией. Это лишило предприятие возможности маневра, в том числе прямого диалога с заказчиками. Анализ показал и нерациональный выбор поставщиков.
На сегодня погашена задолженность предприятия по налогам и платежам во внебюджетные фонды -- более 80 млн руб. А главное -- мы возобновляем остановленное в прошлом году производство электроинструментов (перфораторов, дрелей, электролобзиков и т.п.). Вот и набираем четыреста с лишним человек.
-- Надо полагать, от производства оружия вы не отказались. Какое именно -- гражданское, специальное, боевое -- пользуется сегодня спросом на рынках?
-- Основную часть в нашем производстве занимают спортивно-охотничьи ружья и пистолеты. Только оружия гражданского назначения ежегодно выпускается 750 тыс. стволов. Практически вся наша продукция востребована и в России, и за рубежом. Но мы производим изделия только под конкретного заказчика. Профессионалы ценят однозарядное охотничье ружье МР-18МН, любому взыскательному охотнику по душе самозарядное ружье с газоотводной автоматикой МР-153, МР-153С. Ну и, конечно, наша знаменитая "вертикалка" МР-27М.
Популярно травматическое оружие: легендарный "Макарыч" и бесствольный "Стражник". Они нравятся сотрудникам многочисленных охранных структур. Традиционно в ходу пневматика -- автоматический газобаллонный пистолет "Дрозд". У сотрудников отечественных силовых структур, их зарубежных коллег, в иностранных армейских подразделениях популярны 18-зарядный 9-мм пистолет Ярыгина и 9-зарядный 9-мм пистолет Макарова. Последний выпускается заводом уже 60 лет.
-- А что лучше всего продается на экспорт?
-- 30% объема всей номенклатуры экспорта ИМЗ -- спортивно-охотничье оружие. Лидер здесь -- уже названная "вертикалка". Стабильно хорошим спросом у иностранцев пользуются модели ИЖ-18МР, ИЖ-94МР, МР-221, ММР-18, ИЖ-43. У нас нет права самостоятельного выхода на международные рынки боевого вооружения и военной техники, мы активно взаимодействуем с «Рособоронэкспортом» -- получаем иностранные заказы на поставку боевого огнестрельного оружия.
Что касается спортивного и охотничьего оружия, здесь мы действуем самостоятельно и в стране, и за рубежом. Для этого несколько лет назад была создана внешнеторговая фирма "Байкал". Экспортные образцы ежегодно экспонируются на международных ружейных выставках. Русское охотничье оружие всегда отличалось не только надежностью и высоким качеством, но и представляло собой высокую художественную ценность. За границей о нем так и говорят: «Бесценный образец за весьма умеренную цену».
-- Еще недавно то же можно было сказать и о спортивном оружии...
-- К сожалению, по отдельным видам спортивного оружия мы отдали пальму первенства германским оружейникам и специализированным предприятиям некоторых других стран. Это и наша вина, и беда. Объективности ради нужно сказать, что это результат развала всей экономики страны. Теперь надо наверстывать упущенное -- не только создать качественную, отвечающую лучшим мировым стандартам продукцию, но и вновь завоевывать утраченный сегмент мирового рынка. А в нынешних условиях, особенно в секторе спортивного оружия, где сильны консервативные традиции и очень высока конкуренция, сделать это крайне непросто. Думаю, потребуется не один год. Обнадеживает то, что ижевским оружейникам удалось сохранить свою уникальную школу, мастерство, профессионализм.
-- Как вы собираетесь развивать предприятие?
-- Успех во многом связан с обоснованным выбором перспективных моделей оружия и созданием на их основе модификаций. Нужны инновационные научно-технические разработки, новейшее высокоточное оборудование, совершенствование технологической цепочки и, конечно, подготовка молодых высокопрофессиональных кадров. Необходима и новая маркетинговая стратегия -- переход на эффективную, быструю и гибкую структуру продвижения продукции для максимального удовлетворения потребностей партнеров, поиска новых заказчиков. У завода есть резерв, который позволит выйти из ситуации плановой убыточности и получать стабильную прибыль. Это и есть наша первоочередная задача.
-- Почему именно медицинская техника занимает солидную долю в гражданской продукции Ижмеха?
-- И оружие, и современная медтехника -- продукт высокотехнологичного производства. И потом, сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смертности в России. Ежегодно из-за этого в стране умирает более 1,3 млн человек. А электрокардиостимуляторы (ЭКС) могут значительно продлить полноценную жизнь многим сердечникам. На Ижмехе есть уникальный опыт внедрения передовых технологий в области микроэлектроники и приборостроения.
-- Но, согласитесь, ведь в условиях кризиса сразу дает сбой именно производство гражданской продукции.
-- Да, среди медицинских кардиоцентров России у нас не очень много прямых заказчиков. Хотя ежегодная потребность в электрокардиостимуляторах в нашей стране -- примерно 60 тыс. штук. Сейчас Ижевский механический -- едва ли не единственное отечественное предприятие, имеющее собственную технологию производства микроэлектронных компонентов. Это позволяет совершенствовать ЭКС, гарантировать высокое качество приборов. Сегодня мы серийно выпускаем около десяти наименований ЭКС, включая детские, а также универсальный программатор и электроды. Все модели прошли технические и медицинские испытания. Вновь разрабатываемые приборы имеют высокую степень унификации. Несколько моделей ЭКС стали победителями конкурсов «100 лучших товаров России». Наши разработки успешно конкурируют с зарубежными электрокардиостимуляторами, которые занимают почти 40% российского рынка.
-- Поскольку российский ОПК формирует новые вертикальные структуры, не могу не спросить, что дает заводу переход в госкорпорацию "Ростехнологии"?
-- Во-первых, открываются возможности сотрудничества с другими предприятиями "Ростехнологий". Кроме того, будет прозрачная бюджетная политика. А вопросы технического перевооружения предприятия теперь будут решаться по согласованию с госкорпорацией.
|