|
|
N°128, 21 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вирус непостоянства
Российские медики следят за мутациями штаммов свиного гриппа
Россияне могут оказаться под «перекрестным огнем» сверхновых типов вируса гриппа, которые грозят атаковать нашу страну в ближайшие годы как с Запада, так и с Востока. Вчера главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что вирусы свиного (A/H1N1) и птичьего (H5N1) гриппа могут в любой момент слиться в единый организм. При этом получившийся гибрид может превзойти обоих «родителей» по степени заразности и устойчивости к медикаментам.
«Те штаммы, которые циркулируют сейчас, будут постепенно вытесняться новыми очень опасными штаммами», -- предупредил г-н Онищенко. Тем не менее эпидемиологи говорят, что паниковать рано: A/H1N1 тоже считали серийным убийцей в самом начале пандемии, но на практике оказалось, что смертность от него чуть ли не ниже, чем от сезонных штаммов.
«Мы слишком мало знаем о вирусах вообще, -- пояснил «Времени новостей» главный инфекционист России академик РАМН Виктор Малеев. -- Поэтому точного научного аппарата прогнозирования просто не существует». Но доподлинно известно одно -- упомянутые вирусы постоянно меняются, что делает производство вакцины от них весьма рискованным делом. «Пики будут, скорее всего, в течение нескольких лет», -- уточнил Геннадий Онищенко, подразумевая, что ближайшая осень будет ознаменована новыми случаями свиного гриппа классического образца. Если изменений в структуре вируса не произойдет, то запланированная кампания массовой двойной вакцинации -- от сезонного гриппа и от штамма A/H1N1 - должна удержать ситуацию под контролем. «В промышленных масштабах вакцинные штаммы нового гриппа будут изготовлены не раньше сентября, -- сообщил главный санитарный врач. -- Всего на территории России может быть произведено максимум 40 млн доз».
Но если вирус радикально изменится, все труды и затраты могут оказаться тщетными. Фактором риска, по мнению российских врачей, является сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка во многих странах, традиционно являющихся полигонами для возникновения эпидемий опасных заболеваний. Наибольшую угрозу, по словам г-на Онищенко, представляют плотно населенные страны Юго-Восточной Азии. «Когда люди живут в одном помещении со свиньями, курами, в этих условиях наиболее вероятно приобретение одним вирусом высокопатогенных свойств», -- считает он.
Опасения подтверждаются и статистикой Всемирной организации здравоохранения: на сегодня в Таиланде, Китае и Японии зарегистрировано уже более 2 тыс. случаев свиного гриппа. Всего в мире заразилось 129 тыс. 911 человек, 743 из них погибли.
Россия в силу относительно нормальных санитарных условий, рассредоточенности населения и долгой зимы пока находится в относительно выгодном положении. Официально подтверждены по-прежнему только девять случаев заражения российских граждан A/H1N1, и все они произошли за пределами страны. Геннадий Онищенко отметил, что максимальное количество больных прилетело на родину из Испании, и порекомендовал воздержаться от вояжей в эту страну. Но, как отмечают специалисты, даже полное ограничение поездок в ту или иную страну мира уже не способно переломить ход пандемии. А так как и свиной, и птичий грипп относятся к максимально изменчивым формам этого вируса, стоит приготовиться к появлению целого ряда новых названий и буквенно-цифровых обозначений болезни.
Уже сейчас два упомянутых типа вирусов демонстрируют крайнее непостоянство: небольшие изменения в структуре белковых молекул происходят постоянно. Такие малозаметные перестройки ученые называют «дрейфом» и уверяют, что через какое-то время этот процесс обязательно приводит к более заметному изменению, которое называют «шифтом». В последнем случае на вирус перестают действовать лекарственные препараты, которые до этого с ним успешно справлялись. А вакцины не защищают от заражения.
Иногда в ходе мутаций вирус может меняться настолько сильно, что часть его белков, связанных в цепочки, высвобождается и, как на удочку, ловит белковые молекулы других вирусов. Так, например, тип A/H1N1 может намертво сцепиться с H5N1 и превратиться в принципиально новый вид возбудителя лихорадки.
Так называемая реасортация делает вирус еще более неуловимым для вакцин и лекарств, но вовсе не обязательно приводит к появлению более тяжелых форм болезни. О чем свидетельствуют не оправдавшиеся прогнозы относительно опасности для жизни свиного гриппа. «Болезнь в большинстве случаев протекает в легкой форме», -- подтвердил «Времени новостей» Виктор Малеев. Какие комбинации белков и ферментов сложатся как в «калейдоскопе» вируса под влиянием цивилизационных и биологических факторов, покажет время. В любом случае основной защитой от вирусной инфекции останется человеческий иммунитет. Который лишь немного может усилить набор противовирусных препаратов, вошедших в список Всемирной организации здравоохранения.
Галина ПАПЕРНАЯ