|
|
N°129, 22 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Комитеты национальной безопасности
В мэрии разрабатывают новую концепцию борьбы с ксенофобией
Московские чиновники решили сместить акценты в самоидентификации коренных и приезжих жителей столицы. Похоже, после закрытия Черкизовского рынка, сопровождающегося множественными комментариями о засилье на нем инородных торговцев, ныне распространяющихся по другим торговым площадкам, власти осознали, что градус межнациональных отношений в городе поднялся до кондопогских высот. Даже мэр Москвы Юрий Лужков заметил в многонациональном городе «тенденции, ведущие к ухудшению ситуации». «Наша работа по обеспечению межнационального согласия в данный период может быть оценена как неудовлетворительная», -- признал вчера градоначальник на заседании московского правительства.
Поводом для уже не первого в этом месяце обсуждения корректировки национальной политики стали предложенные комитетом межрегиональных связей Москвы «дополнительные меры по профилактике ксенофобии и экстремизма в молодежной среде». Как уверял вчера руководитель комитета Михаил Соломенцев, чиновники не смогут справиться с националистами без специальных «рабочих групп» на местах. Разработчики настаивают на создании при префектурах административных округов специальных подразделений по вопросам межэтнических отношений. Именно территориальные отделения комитета, по задумке г-на Соломенцева, должны вовремя отследить негативные тенденции в том или ином районе, вести мониторинг национального состава населения и взаимодействовать с неформальными группами, подверженными идеям агрессивного национализма для «обмена двусторонней объективной благожелательной информацией».
«В обществе растут страхи, фобии, риск локальных конфликтов», -- утверждает г-н Соломенцев. Руководитель комитета заверил, что нововведения не потребуют дополнительных расходов, и его ведомство намерено и впредь бороться с ксенофобией в режиме экономии. Правда, создалось впечатление, что экономию на вопросах межнациональной политики там считают неоправданной. Как посетовал г-н Соломенцев в беседе с корреспондентом «Времени новостей», бюджет его ведомства и так уже «страшно сократили» -- более чем на 30%.
К слову, если раньше московские чиновники в качестве основного инструмента борьбы с ксенофобией называли развитие «культуры мира» между представителями разных национальностей, населяющих город, то сейчас они склоняются скорее к необходимости интеграции приезжих в общегородской «котел» (по данным переписи 2002 года, 84% москвичей называют себя русскими). По словам г-на Соломенцева, необходимо менять способ мышления горожан, «сплачивать их вокруг единых задач». «Необходимо делать акцент на понятии «москвич», так как мы прежде всего москвичи и россияне, а потом уже все другие», -- пытался сформулировать он.
Кроме того, по мнению разработчиков программы борьбы с ксенофобией, необходимо выработать некие «правила москвича». Дело в том, что, по данным комитета межрегиональных связей и национальной политики, 62% коренных жителей столицы с неприязнью относятся к приезжим по той причине, что те нарушают уже сложившиеся в Москве нормы и традиции, однако сами при этом об укладе жизни в мегаполисе имеют весьма смутное представление. Судя по всему, именно эти идеи лягут в основу новой концепции национальной политики, которую комитет должен представить в первой половине следующего года.
Мэр Юрий Лужков уже вчера внес свои поправки в основы городской национальной политики. По мнению градоначальника, профилактику ксенофобии и экстремизма нужно проводить в первую очередь в школе и в милиции. Мэр, например, считает целесообразным сделать уроки толерантности в учебных заведениях, которые должны состояться в московских школах 1 сентября, постоянными. «Нам нужно принципы толерантности воспитывать в среде правоохранительных органов», -- обратился г-н Лужков к представителям ГУВД и прокуратуры. Кроме того, мэр уверен, что смягчить напряжение в обществе можно с помощью важнейшего из искусств -- например, выпустив на экраны столицы ремейк советского фильма «Свинарка и пастух».
Юлия ХОМЧЕНКО