|
|
N°128, 21 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак КГБ
Латвийским политикам посоветовали не болтать
Руководитель одной из самых закрытых спецслужб Латвии Янис Кажоциньш, обычно избегающий контактов со СМИ, выступил с двумя громкими заявлениями. Он предупредил о возможности появления в стране «нового КГБ» и об активизации шпионской деятельности в Латвии.
58-летний Янис Кажоциньш родился в Великобритании и дослужился там до бригадного генерала. Гражданство Латвии он получил в марте 2003 года, и через пару месяцев парламент назначил его руководителем Бюро по защите конституции (БЗК). Это ведомство занимается разведкой и контрразведкой внутри страны и за рубежом, а также отвечает за сотрудничество с зарубежными спецслужбами.
Тема «возрождения КГБ» возникла на фоне охватившего страну финансового кризиса. На уровне правительства уже не раз говорили о том, что для маленькой Латвии, которой недавно пришлось сократить социальные расходы почти на миллиард долларов, не по силам содержать сразу три спецслужбы. Помимо БЗК госбезопасностью занимаются еще две структуры. Полиция безопасности борется с преступлениями против человечества и военными преступными действиями, которые несут угрозу государству, охраняет официальных лиц и стережет государственные тайны. Еще есть военная разведка, которая обеспечивает информацией минобороны и охраняет военные тайны.
«Если объединить эти три службы, получится нечто похожее на КГБ. Я сомневаюсь, что через 20 лет после восстановления независимости мы бы хотели по узким экономическим причинам возобновления подобного учреждения», -- заявил г-н Кажоциньш. Он предупредил, что при слиянии спецслужб вместо экономии могут получиться дополнительные расходы, поскольку «понадобятся заместители начальников» и придется заново решать вопросы «размещения, связи и компьютерных систем». По его словам, создание военной разведки было связано с обязательствами Риги перед западными союзниками: «При вступлении в НАТО понадобилось учреждение, занимающееся военными вопросами, поскольку БЗК не занимается военной разведкой. Направления интересов БЗК больше связаны с международными процессами и экономикой».
Однако Лайнис Камалдиньш, предшественник г-на Кажоциньша, считает объединение спецслужб «вопросом выживания». Он заявил латвийской газете «Телеграф», что из-за недостатка финансирования эффективность некоторых спецслужб снизилась наполовину: «Если кто-то боится, что может образоваться мегаспецслужба, и кому-то она напоминает КГБ, то у нас есть процедура парламентского контроля. Она, правда, сейчас не работает, но могла бы быть задействована». Процесс сокращения спецслужб уже запущен -- расформирована служба анализа информации, которая подчинялась непосредственно главе правительства. Штат ее сотрудников в начале года составлял 19 человек, годовой бюджет -- 780 тыс. долларов.
Чтобы убедить общественность в важности работы БЗК, Янис Кажоциньш рассказал информационному агентству "БНС", что после присоединения Латвии к шенгенской зоне трудностей стало больше: «Теперь с российским дипломатическим паспортом можно находиться в стране Шенгена до трех месяцев в течение полугода. В связи с этим были случаи, когда в Латвии появлялись российские шпионы. Мы определяли это иначе, чем прежде, при пересечении границы». В январе 2008 года с подачи БЗК из Латвии выдворили второго секретаря, вице-консула посольства России Александра Рогожина.
Шеф БЗК призвал латвийских политиков и чиновников не болтать лишнего, ведь представители чужих спецслужб выведывают сведения у ничего не подозревающих людей. «Из выданной разговорившимся человеком информации, которая не всегда является государственной тайной, аналитики могут сделать выводы, что происходит на политической кухне. И если они поймут, что происходит на этой кухне, то смогут формировать политику, которая выгодна и удобна». Но БЗК не дремлет и в случае нежелательных контактов «предупреждает соответствующее должностное лицо, что произведенный контакт может не быть просто дипломатическим. Если человек предупрежден, он в своих словах будет намного внимательнее».
Дарья ЖДАНОВА, Рига