Общественный акт торжественного принятия присяги солдатами германского бундесвера становится традицией в Берлине. Вчера, как и в прошлом, 2008 году, он прошел на площади Республики перед зданием рейхстага, в котором заседает парламент Германии -- бундестаг. Всего в церемонии участвовали 400 солдат, призванных для прохождения воинской службы в Берлине и северогерманском Зигбурге. В присутствии федерального канцлера Ангелы Меркель и министра обороны Франца Йозефа Юнга новобранцы торжественно присягнули «верно служить Федеративной Республике Германия и отважно защищать право и свободу немецкого народа».
Данная клятва рекрутов бундесвера произносится ежегодно 20 июля. В этот день в Германии официально отмечается годовщина
покушения на Гитлера группы офицеров вермахта во главе с графом Клаусом Шенком фон Штауффенбергом. В послевоенной Западной Германии, где в отношении к проблеме «предательства принявших присягу офицеров» долгое время преобладали консервативные подходы, официальное отношение к дерзкому покушению на фюрера поначалу было прохладным. В нынешней объединенной Германии участников заговора 20 июля 1944 года чествуют как национальных героев, поборников демократии и прав человека. Однако критически настроенные историки обвиняют участников заговора в том, что они представляли традиционный прусский националистический консерватизм, иногда с монархическим уклоном -- в общем, поддерживали агрессивную политику Германии, выступая лишь против методов ее ведения и ошибок Гитлера. Такая интерпретация мирно сосуществует с преобладающей официальной государственной позицией. Она исходит из того, что офицеры-бунтари все-таки прозрели насчет того, что режим национал-социалистов использовал вермахт для достижения своих преступных целей.
Эти исторические дискуссии имеют непосредственное отношение к сегодняшнему бундесверу, хотя тот и действует под недремлющим оком демократического парламента. Не случайно порой звучат диаметрально противоположные мнения политиков о необходимости или допустимости военных маршей в центре столицы. Немалые споры процедура прилюдного принятия присяги на площади Республики порождает в коалиционном правительстве Берлина.
Берлинский градоначальник социал-демократ Клаус Воверайт, сказавшийся небольшим любителем подобных военных утех, отправился в летний отпуск. Будучи человеком нетрадиционной сексуальной ориентации, он весь свой пыл городского головы отдал недавно прошедшему в Берлине шумному параду сексуальных меньшинств. Для оставшегося за него его заместителя Харальда Вольфа из Левой партии участие во вчерашней военизированной акции оказалось несовместимым с политическими убеждениями. Депутаты бундестага от Левой партии в этом году приняли решение бойкотировать церемонию присяги. «Общественные принятия присяги являются анахроничными ритуалами, в сущности своей служащие возвеличиванию милитаристских традиций», -- объяснил «Времени новостей» представитель парламентской фракции Левой партии. В итоге отдуваться за столицу перед рейхстагом была делегирована сенатор по вопросам юстиции Гизела фон дер Ауэ.
В день принятия присяги воинами бундесвера в Берлине традиционными становятся марши, демонстрации и прочие акции протеста молодых ультралевых. Не случайно вчерашнее торжество с участием 400 солдат охраняли 1600 полицейских и служащих сил безопасности. Накануне противники воинской присяги призвали своих единомышленников «разгромить военный спектакль и принудить бундесвер к отступлению» с площади Республики.
Главным вдохновителем протестов стала ультралевая организация «Гелебникс», название которой основано на игре слов и означает «Нет присяге». Накануне в Берлине циркулировали ее призывы к массовому насилию против солдат. Одна из листовок, например, призывала: «По отдельности маршировать, всем вместе наносить удар. Кто наносит удар, тот ничего неправильного не делает». Инструкция призывала к насилию против офицеров -- «от старшего лейтенанта и выше бить по заднице и отвешивать оплеухи», подвернувшегося под руку генерала «не мешкая, бить как следует».
Процедура принятия присяги прошла без эксцессов. Желающим выпустить антимилитаристский пар власти разрешили митинговать на расположенной неподалеку Потсдамер-Платц. В нем приняли участие около 500 представителей пацифистских организаций. Поскольку оба мероприятия -- принятие присяги и протест против нее -- проходили в непосредственной близости друг от друга, столичные власти были вынуждены частично ограничить права и свободы протестовавших. С 17 до 21 часа (когда проходили главные мероприятия на площади перед Рейхстагом) им запретили пользоваться «сиренами и сигнальными рожками».
В целом новая традиция принятия присяги пока не получила признания широких слоев общества. Причина, возможно, кроется в невысоком рейтинге среди населения самой германской армии. Накануне вчерашних военных торжеств на эту тему высказался парламентский уполномоченный по бундесверу Райнхольд Роббе из Социал-демократической партии Германии. «В нашем обществе слишком мало человеческих симпатий к нашим солдатам, -- признал он в интервью выходящей в Лейпциге газете «Миттельдойче Цайтунг». -- Подобное отсутствие моральной поддержки угнетает воинов, говорят мне в войсках».
Принятие присяги в Берлине г-н Роббе назвал «важным символическим жестом». Однако неподдельную человеческую привязанность к армии нельзя предписать государственными методами. «Она может возникнуть лишь через убеждения», -- считает уполномоченный по бундесверу.