|
|
N°128, 21 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Министр переходного возраста
Новый глава дагестанской милиции может оказаться временным
Новый министр внутренних дел Дагестана Али Магомедов, назначенный распоряжением президента Дмитрия Медведева в конце прошлой недели, приступил к своим обязанностям. Прежний министр, Адильгирей Магомедтагиров, занимавший эту должность более десяти лет, с 1998 года, 5 июня был застрелен снайпером при выходе из одного из банкетных залов Махачкалы, где он присутствовал в качестве гостя на свадьбе дочери своего близкого друга.
В течение полутора месяцев после убийства Магомедтагирова МВД самой южной республики Северного Кавказа возглавлял по должности первый заместитель министра, начальник криминальной милиции Александр Трофимов. Теперь он сдает дела кадровому офицеру ФСБ Али Магомедову, который с прошлого года работал секретарем совета безопасности Дагестана, а до этого, как говорят, находился в «кадровом резерве» -- и в связи с этим не был известен ни широкой публике, ни личному составу МВД.
Али Магомедов -- этнический аварец. В Дагестане ключевые должности традиционно распределяются между населяющими республику этническими группами, и это назначение по крайней мере не изменит сложившегося баланса -- прежний министр также был аварцем. При назначении новый глава МВД пообещал, что будет «делать акцент на профилактическую работу», то есть постарается сделать так, чтобы боевики, деятельность которых в Дагестане активизировалась в последние несколько лет и поставила республику в один ряд с такими тревожными регионами, как Чечня и Ингушетия, не получали постоянной подпитки из молодежной среды.
Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. В 2006 году, когда президентом Дагестана стал Муху Алиев, активно муссировались слухи о возможной отставке Адильгирея Магомедтагирова, который уже к тому моменту работал министром около восьми лет и считался верной опорой предыдущего республиканского руководителя -- главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова. В окружении нового президента тогда практически открыто говорилось о том, что активизация боевиков связана с чрезмерно жесткой позицией милицейского министра, в том числе и в плане профилактической работы. Считалось, что милиция своими жесткими, а подчас и жестокими действиями фактически сталкивает мусульман, которые изначально и не помышляли о вооруженной борьбе с режимом, в ряды боевиков.
Однако министр смог выстроить отношения с новым президентом, а во время начавшегося прошлой осенью конфликта вокруг назначения нового главы дагестанского управления Федеральной налоговой службы оказал президенту Муху Алиеву безусловную и неоценимую поддержку. Поэтому когда Магомедтагирова убили, это дало многим наблюдателям основания говорить о том, что на самом деле снайперский выстрел был направлен не столько в главу милиции, сколько в самого президента республики.
Полутора месяцев, прошедших со дня гибели Адильгирея Магомедтагирова, президенту Дагестана, видимо, хватило для того, чтобы в полной мере проявить управленческие таланты, усвоенные им еще со времен работы в обкоме КПСС. Новый министр, несмотря на чекистское происхождение, считается человеком из президентской команды -- хотя была велика вероятность, что Кремль, раздраженный скандалом вокруг УФНС, на этот раз продавит в Дагестан «варяга», человека со стороны. С другой стороны, о профилактической работе Али Магомедов высказался фактически словами самого Муху Алиева: именно президент всегда считал, что, если правоохранительные органы станут работать аккуратнее, появится надежда приостановить взрывной рост террористической активности. Получается, что президент Дагестана имеет шанс и оставить МВД за собой в качестве надежной опоры своей власти, и скорректировать его работу в том направлении, в каком ему всегда хотелось сделать это при жизни Адильгирея Магомедтагирова.
Правда, собеседник «Времени новостей» в Махачкале, сам долгое время проработавший в республиканском МВД, рассказал, что те милиционеры, с которыми он общался в последние дни, «относятся к назначению философски». «Министр явно возрастной, ему 60 лет, и его воспринимают как временную фигуру -- примерно так, как в 2006 году, сразу после утверждения в должности, воспринимали президента Муху Алиева».
Президенту Дагестана осталось всего семь месяцев до истечения первого срока. И хотя Дмитрий Медведев назначением Али Магомедова фактически поддержал г-на Алиева, пока нет ясности относительно того, останется ли президент Дагестана на второй срок или уйдет на пенсию. «Главное, чтобы не получилось так, что новый министр возьмется за переустройство системы, созданной Адильгиреем Магомедтагировым за десять лет работы, и к моменту истечения полномочий Муху Алиева единственная работающая снизу доверху исполнительная структура в Дагестане как раз окажется разобранной, как детская игрушка», -- говорит источник «Времени новостей».
Иван СУХОВ