Время новостей
     N°128, 21 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2009
Сбербанк: перезагрузка
Работа крупнейшего банка России оказалась под угрозой из-за компьютерного сбоя
Беспрецедентный сбой в компьютерной системе Сбербанка парализовал на несколько часов выдачу вкладов и пенсий населению в 250 московских отделениях. «Сначала были штучные обращения клиентов, но потом стало понятно, что это сбой в системе», -- рассказала представитель банка Ирина Кибина. По ее словам, причиной сбоя стало внедрение нового программного обеспечения, которое в Сбербанке установили в выходные.

«При небольшом количестве клиентов оно работало нормально, а сегодня при увеличившейся нагрузке дало сбой, который коснулся примерно трети отделений в Москве», -- отметила г-жа Кибина. Чтобы восстановить работу филиалов, было принято решение временно приостановить работу всех столичных подразделений и провести перезагрузку всей системы. После этого банк перешел на старое программное обеспечение, и к 12.19 понедельника работа кредитного учреждения была полностью восстановлена.

Сбой в работе Сбербанка был достаточно спокойно встречен клиентами. Согласно и официальным данным, и наблюдениям корреспондента "Времени новостей", паники не было.

Подробности о том, что именно помешало работать крупнейшему банку страны, в Сбербанке не раскрывают. Судя по всему, сбой работы ПО никак не сказался на "внешнем" обслуживании компьютерных сетей банка. «Сбоев с поставками интернет-услуг не было, -- заверили корреспондента «Времени новостей» в компании «Вымпелком», интернет-провайдере Сбербанка. -- Никаких жалоб от клиента в течение последних суток не поступало, работа идет в стандартном режиме».

По некоторым данным, причиной сбоя стала попытка внедрения нескольких новых модулей информационной системы банка для московских отделений силами собственного департамента разработки Сбербанка. Как сказал «Времени новостей» независимый эксперт, пожелавший остаться неназванным, на текущий момент информационными системами банка занимаются несколько небольших российских IT-компаний, а координирует работу собственный департамент IT Сбербанка.

В последнее время Сбербанк значительно активизировался в применении новых информационных разработок, чтобы оптимизировать свою бизнес-модель. В июле компания заявляла о предоставлении услуг интернет-торговли на фондовом рынке населению, консолидации баз бюро кредитных историй (БКИ) и о внедрении на региональном уровне программы Сбербанка по кредитованию частных лиц, получившей название «Кредитная фабрика». От проблем при внедрении новых технологий никто не гарантирован.

Начальник отдела эксплуатации торговых систем ИК «Финам» Дмитрий Анциферов не исключает, что сбой мог быть вызван операциями интернет-трейдинга. «Это зависит от того, насколько завязаны между собой автоматизированная банковская система, которая отвечает за традиционную банковскую деятельность, и торговая система, -- рассуждает он. -- Однако эти технические нюансы никто раскрывать не будет, боясь показаться некомпетентным».

Объединение бюро кредитных историй «Инфокредит» (основным акционером является Сбербанк) и «Экспириан-Интерфакс» не может быть причиной сбоя, уверен генеральный директор последнего Даниэль Зеленский. Вполне вероятной причиной сбоя может быть внедрение программы «Кредитная фабрика», считают эксперты. Как известно, это новшество позволяет сократить сроки рассмотрения заявки до одного-двух дней. После апробации, длившейся на территории Москвы в течение девяти месяцев, ее решили внедрить в регионах -- предполагалось, что с прошлой недели она начнет действовать в северо-западном регионе России. «Совсем не обязательно, что программа плохая, -- комментирует гендиректор интернет-агентства «Инфо-модель» Денис Поляков. -- При вводе новой системы в эксплуатацию практически всегда возникают сбои, это давно стало частью процесса установки». По его мнению, подобное зачастую происходит из-за плохой синхронизации отделов, ставящих бизнес-задачу, и отделов, ее реализующих. «Так, сначала могут быть поставлены одни задачи, а потом руководство решает поставить дополнительные задачи, не принимая во внимание увеличение нагрузки на систему, что приводит к сбою, -- рассуждает эксперт. -- Другой причиной может быть низкая совместимость аппаратных и программных решений».

Георгий ВОРОНКОВ
//  читайте тему  //  Банки