|
|
N°128, 21 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«США принимали решения без учета российских интересов»
Завтра в Женеве открывается очередной раунд российско-американских переговоров по новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Основой для договоренностей должно стать рамочное соглашение по СНВ, подписанное в ходе июльского визита президента США Барака Обамы в Москву. О перспективах переговоров по разоружению «Времени новостей» рассказал американский политолог, президент Никсоновского центра Дмитрий САЙМС.
-- Заданные в рамочном соглашении потолки сокращений наступательных потенциалов (до 1500--1675 ядерных боезарядов. -- Ред.) по-прежнему достаточно высоки, они не ограничивают ядерные амбиции ни России, ни Америки. Пентагон и российское Минобороны полностью поддерживают переговорный процесс. Однако прогресс по СНВ пока не отражает общего вектора двусторонних отношений.
-- Ряд экспертов в России указывают на возросшее сопротивление «консервативно-милитаристского элемента» в США процессу разоружения...
-- Я знаком со многими представителями военной верхушки США, включая главу Пентагона Роберта Гейтса и председателя объединенного комитета начальников штабов адмирала Майкла Маллена. Могу вам ответственно заявить -- среди американских военных организованного сопротивления СНВ нет, потому что эти люди досконально знают проблему.
-- Неужели курс новой администрации США на укрепление сотрудничества с Россией поддерживает весь американский истеблишмент?
-- Президент Обама хочет улучшить отношения с Россией. Одна группа президентских советников -- назовем их «реалистами» -- считает, что США быстрее добьются своего, учитывая озабоченности Москвы. Другая группа полагает, что с Россией на основе ее официальной трактовки национальных интересов договориться невозможно и лучше последовательно добиваться от Москвы проведения более умеренного курса. «Реалисты» пока не в большинстве.
Возьмем майские маневры НАТО в Грузии, против которых резко возражала Москва. На месте администрации Обамы я тоже не стал бы их отменять -- это, помимо прочего, вызвало бы неприятие европейских союзников США. Но меня поразило то, что в окружении Обамы при обсуждении этого вопроса так и не поняли, насколько он чувствителен для России, и не попытались вступить в контакт с российским руководством. Ведь в администрации Буша тоже не было убежденных противников диалога с Москвой, просто серьезные решения принимали без должного учета российских интересов.
-- Но разве не показал московский саммит готовность Обамы учитывать озабоченности России -- например, в области противоракетной обороны?
-- Итоги саммита стороны интерпретировали по-разному. Да, в Москве действительно говорили об увязке между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, на чем настаивает Россия. Но президент Медведев указывал на это как чуть ли не на центральный пункт. Обама же, напротив, подчеркивал, что увязка не имеет прямого отношения к обсуждению проблемы на данном этапе. Практически все подписанные в Москве документы -- декларации о намерениях. Настоящая работа по их претворению в жизнь впереди.
-- Каковы перспективы российско-американской президентской комиссии, созданной по итогам саммита?
-- Новым этот механизм назвать трудно. В 1993 году появилась двусторонняя комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству, которую называли комиссией Гора--Черномырдина (по фамилиям возглавлявших ее вице-президента США и премьера России. -- Ред.). С мая 1998-го она стала называться комиссией Гора--Кириенко, потом комиссией Гора-- Примакова... 24 марта 1999 года премьер Примаков летел с визитом в Вашингтон, когда узнал о начавшихся натовских бомбежках Югославии. Он приказал развернуть самолет. США оказались не готовы хотя бы на пару дней отложить начало операции, против которой резко возражала Москва, чтобы этот визит оказался успешным. Этот эпизод говорит, что, вопреки всем утверждениям, работа комиссии, как и отношения с Россией вообще, не входила в число главных приоритетов администрации Клинтона. Надеюсь, те времена действительно миновали.
Беседовал Борис ЮНАНОВ