|
|
N°127, 20 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Лучше десять лет переговоров, чем день войны»
Андрей Громыко был одним из самых замечательных дипломатов ХХ века
В минувшие выходные в Белоруссии широко отмечалось 100-летие со дня рождения одного из самых известных политиков советского периода, главы МИД СССР Андрея Громыко. Мероприятия по случаю юбилея прошли в Минске, Гомеле и в родной деревне политика Старые Громыки, где тот родился 18 июля 1909 года. В Белоруссии он окончил школу-семилетку, учился в техникуме, в 1932-м окончил Минский сельскохозяйственный институт.
Потом Андрей Громыко отправился учиться в Москву, в 1939-м по партийному призыву перешел на работу в Наркомат иностранных дел СССР. В 1944 году молодой дипломат возглавлял советскую делегацию на конференции в Думбартон-Оксе по созданию Организации Объединенных Наций, а в 1945 году от имени СССР подписал Устав ООН. «Он не имел дипломатического происхождения, но стал дипломатом, одним из самых ярких и замечательных дипломатов ХХ века», -- заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков в пятницу на юбилейной конференции в белорусском МИДе.
Даже на вершине карьеры Андрей Громыко не терял связи с родной Белоруссией. «У отца было обостренное чувство любви к своей родине. Он воспринимал все, что происходило в этих краях, как близкое и родное», -- рассказал его сын -- Анатолий. К тому же с Белоруссией бывший глава советского МИДа был связан еще и политически, от этой республики он неоднократно избирался в Верховный Совет СССР. К тому же, как напомнил первый замглавы белорусского внешнеполитического ведомства Игорь Петришенко, «благодаря его дипломатии Белорусская ССР стала одним из учредителей ООН». Он сообщил, что белорусское внешнеполитическое ведомство предлагает назвать одну из улиц Минска именем Громыко.
Андрей Громыко возглавлял МИД с 1957 по 1985 год, когда СССР играл доминирующую роль в международной политике. «С участием Громыко страна стала сверхдержавой, без которой не решались вопросы ни в одном уголке мира», -- заявил почетный профессор МГИМО Ростислав Сергеев. «Он был причастен практически к каждому важному событию послевоенных лет», -- считает заместитель госсекретаря союзного государства России и Белоруссии Сергей Шухно.
На Западе Андрея Громыко прозвали Мистером Нет за жесткое отстаивание позиции Москвы на международной арене. По словам Ростислава Сергеева, руководившего советниками министра иностранных дел СССР с 1962 года, «он как бы проводил красную линию, которую партнеры по переговорам не могли переступить». В то же время Анатолий Громыко сослался на высказывания бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, который высоко ценил умение советского министра в итоге сложных переговоров прийти к взаимоприемлемому решению.
В отношениях с подчиненными Андрей Громыко оставался дипломатом. «Пожалуй, самым резким его ругательством было «тюфяк», -- вспоминал Ростислав Сергеев. Он также рассказал, как в МИДе времен Громыко решались проблемы со спиртным: «Говорят, у дипломата рукав всегда слегка приподнят, поскольку он постоянно держит бокал с виски. Говорят, у дипломатов больная печень от цирроза. Громыко не пил. Но к ценным сотрудникам, у которых были проблемы с алкоголем, он относился терпимо, пытался помочь излечиться от недуга».
В истории были примеры, когда советским дипломатам удавалось извлечь пользу из человеческих слабостей. Ростислав Сергеев напомнил, как накануне Тегеранской конференции 1943 года посол СССР Кирилл Новиков выпил после официального приема «на посошок» с британским премьером Уинстоном Черчиллем. Это позволило дипломату получить ценную информацию -- в непринужденном разговоре Черчилль рассказал, что союзники собираются открыть второй фронт не раньше апреля-мая 1944 года. «Дипломатию называют искусством возможного. Громыко предпочитал вести переговоры и находить компромиссы на промежутке между возможным и невозможным», -- отметил г-н Сергеев.
Участники конференции напомнили, что Андрей Громыко участвовал в подписании Устава ООН, был одним из авторов договора, закрепившего послевоенные границы в Европе, и одним из инициаторов Хельсинкского процесса, в результате которого на основе совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе появилась нынешняя ОБСЕ. Люди, близко знавшие Андрея Громыко, утверждают, что он был противником военного решения конфликтов. «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны, -- это было кредо отца... Особенно он ненавидел ядерное оружие и считал его врагом человечества», -- рассказал на конференции Анатолий Громыко.
Жестко отстаивая позиции СССР, Андрей Громыко стремился к поддержанию стабильности в мире. «Он был дипломатом позитивных действий. Вторая половина ХХ века была временем относительной мировой стабильности. В этом есть особая заслуга Андрея Громыко», -- заявил российский посол Александр Суриков.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск