Время новостей
     N°127, 20 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2009
Хорошо, что встретились
России не удалось сблизить позиции Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху
Пресс-служба Кремля сдержанно сообщила вечером в субботу о том, что переговоры президентов Армении и Азербайджана прошли в конструктивном ключе. Президенты Серж Саргсян и Ильхам Алиев с глазу на глаз встретились в пятницу в московском Президент-отеле, а в субботу вместе с Дмитрием Медведевым отправились на Центральный Московский ипподром смотреть скачки на приз президента России. После скачек трое первых лиц отобедали в одном из ресторанов.

Резюме о «конструктивном характере» беседы оказалось ее единственным итогом -- подхода к прессе не было. Зоркие армянские журналисты заметили на лице президента Азербайджана выражение неудовольствия. Впрочем, повода для радости не было, кажется, ни у кого из троих участников.

Разумеется, любая встреча лидеров Армении и Азербайджана уже успех: две эти постсоветские страны разделены проблемой Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах -- третий после Абхазии и Южной Осетии и самый старый по возрасту замороженный этнотерриториальный конфликт Южного Кавказа. Можно сказать, что в конце 1980-х проблема Карабаха оказалась первой трещиной в фундаменте Советского Союза, распад которого не заставил себя долго ждать. В СССР Карабах был автономией в составе Азербайджана, но проживающие там армяне потребовали сначала включения в состав Армении, а затем независимости. Это происходило на фоне жестоких армяно-азербайджанских столкновений, которые в итоге привели к вводу войск союзного подчинения, а затем к началу полномасштабной войны между Арменией и Азербайджаном с ожесточенными боями и разрушением целых городов.

В итоге длительных боевых действий Карабах покинуло около полумиллиона азербайджанских беженцев (одновременно сотни тысяч армян были вынуждены покинуть Азербайджан). Карабах отстоял свою независимость, а к 1993 году армяне фактически оккупировали прилегающие к бывшей автономии азербайджанские районы, которые считают зоной безопасности. Кровопролитие удалось остановить, стороны подписали соглашение о прекращении огня. Однако фактическая граница между Арменией, Карабахом с прилегающими районами и Азербайджаном остается похожей на линию фронта, вдоль которой время от времени происходят вооруженные инциденты.

Россия -- один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, созданной для урегулирования конфликта между двумя странами Южного Кавказа, -- в течение последних нескольких лет концентрировала свое внимание на двух других южнокавказских конфликтах -- Абхазии и Южной Осетии. Карабах в Москве по инерции рассматривали как инструмент воздействия и на Армению, и на Азербайджан. Но война в Грузии летом 2008 года заставила российских политиков и дипломатов вновь обратить внимание на армяно-азербайджанские дела.

И в Баку, и в Ереване боевые действия в соседней Грузии не вызвали энтузиазма, хотя и по разным причинам. Для Армении Грузия оставалась (и остается до сих пор) единственным, кроме Ирана, окном во внешний мир, в частности в Россию, которая позиционирует себя как союзник и старший партнер этой древней страны: осложнения между Россией и Грузией закрыли эти логистические возможности и, по сути, отложили в неопределенное будущее восстановление нормального наземного сообщения между Арменией и югом России. А ведь еще буквально год назад на такое восстановление вполне реально можно было рассчитывать.

Азербайджану же война в Грузии продемонстрировала, насколько легко может быть нарушен стратегический для Баку канал экспорта нефти и газа через Грузию в Турцию и на Запад. Благодаря этому экспорту Азербайджан в течение последних нескольких лет стал самой экономически мощной страной постсоветского Южного Кавказа. Экономическое благосостояние привело к росту политической самоуверенности, и Баку отнюдь не настроен отказываться от обоих этих приобретений.

Между тем осенью прошлого года началось активное сближение Армении и Турции, которые также разделены почти непроницаемой границей из-за разногласий относительно очертаний этой границы, относительно Карабаха (Турция однозначно поддерживает Азербайджан). И, самое главное, относительно политической оценки событий 1915 года, связанных с массовой резней этнических армян в тогдашней Оттоманской империи. Эти проблемы выглядят крайне трудноразрешимыми, но с течением времени становится все более очевидным, что, несмотря на активное сопротивление националистов по обе стороны границы, Турция и Армения будут вынуждены искать пути сближения. Армения, внешняя изоляция которой усилилась с тех пор, как Грузия и Россия находятся в состоянии конфликта, заинтересована в таком сближении даже больше, чем Турция.

Каким бы неожиданным это ни казалось, осенью прошлого года президент Турции впервые прилетел с визитом в Ереван, а в апреле 2009 года министры иностранных дел Турции и Армении подписали в Ереване «Дорожную карту» сближения двух стран. Целью такого сближения помимо урегулирования чисто этических вопросов является открытие границы. Если оно произойдет, главный российский союзник на Южном Кавказе мгновенно окажется развернут в сторону Турции.

Естественно, это не могло не встревожить Москву. 2 ноября 2008 года президенты Саргсян, Алиев и Медведев подписали в Москве так называемую Майендорфскую декларацию, в которой закрепили принцип невозобновления вооруженного противостояния и подтвердили статус Минской группы ОБСЕ как единственный формат урегулирования в Нагорном Карабахе. После этого президенты Алиев и Саргсян еще несколько раз встретились в России, однако видимых успехов не добились. Не стала прорывом и субботняя встреча после скачек. Это было, в сущности, ясно заранее: за пару дней до приезда в Москву Ильхам Алиев заявил в Лондоне о готовности Баку предоставить Карабаху максимальную автономию, но отметил, что независимость этой республики Азербайджан не признает ни при каких условиях.

Проблема, по всей видимости, в том, что поддерживать ситуацию в Карабахе в ее нынешнем виде в качестве инструмента одновременного воздействия на Баку и Ереван Москва больше не может. Не может она пока и встать на сторону кого-то из оппонентов. Последовательная поддержка Армении может начисто испортить отношения с Азербайджаном. Поддержка Азербайджана лишит Россию «стратегического союзника», с которым ее связывает в том числе и цивилизационное единство: Армения -- самое старое в мире христианское государство. Балансировать посередине становится все сложнее, особенно после того, как в Анкаре 13 июля с.г. было подписано межправительственное соглашение по проекту газопровода Nabucco в обход российской территории: Азербайджан, несмотря на договоренности о покупке "Газпромом" азербайджанского экспортного газа, рассматривается участниками этого проекта как один из основных поставщиков и транзитеров сырья.

На Южном Кавказе складывается весьма неудобная для России вилка: отказ от поддержки требований Азербайджана о восстановлении его территориальной целостности может означать окончательный разворот Баку в сторону Nabucco, согласие с требованиями разочарует Ереван и ускорит его сближение с Анкарой. Оно, впрочем, тоже едва ли возможно без некоторого прогресса в карабахском урегулировании. Существуют шансы на достижение в обозримом будущем некоего компромисса по поводу районов «зоны безопасности» -- собственно азербайджанской территории, фактически оккупированной армянами. С другой стороны, любое политическое движение в сторону такого компромисса активизирует в Армении националистическую оппозицию. В таком случае Серж Саргсян парадоксальным образом рискует оказаться в положении своего основного противника на президентских выборах 2008 года, первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, в 1998 году лишившегося поста после опубликования плана урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией.

Иван СУХОВ