|
|
N°91, 24 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ExxonMobil рапортует
Контракт на 140 млн долл. достался российскому заводу
Американские компании к визиту своего президента в Россию готовы. Праздничные рапорты об успехах сотрудничества двух стран в энергетической сфере следуют один за другим. Вчера крупнейшая американская нефтяная компания ExxonMobil подписала контракт стоимостью 139 млн долл. с Амурским судостроительным заводом на ремонт буровой платформы, а сегодня другая нефтяная компания ChevronTexaco подпишет контракт с российским «Совкомфлотом» о танкерных перевозках казахской нефти из Приморска на западные рынки.
«Я очень рад, что мне вместе с моим коллегой, американским министром торговли Доном Эвансом посчастливилось стать свидетелем такого важного события, как подписание контракта ExxonMobil с Амурским заводом», -- расчувствовался вчера перед журналистами в московском отеле «Балчуг» министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он сообщил, что подписание приурочено к визиту Джорджа Буша и символизирует прорыв в отношениях двух стран. «Это только начало», -- заверил министр.
Церемония прошла очень нервно и сумбурно, так как одни ее участники очень торопились, а другие нет. Глава российского подразделения ExxonMobil Нил Даффин выглядел очень усталым. Он пытался поскорее закончить общение с журналистами и, убегая, даже забыл торжественно подписанный контракт (огромную папку с сотнями страниц документов) на столе. Журналисты, правда, помогли ему исправить оплошность.
Г-на Даффина больше всего нервировали разговоры о перспективах российско-американского сотрудничества в энергетической сфере, в частности о поставках нефти из России в США. «Это все политика, а я занимаюсь бизнесом. На сегодня хватит вопросов», -- отрезал американец.
Герман Греф сообщил журналистам, что тема поставок российских нефти и нефтепродуктов в Штаты будет одной из центральных в переговорах двух президентов. Он также подчеркнул, что России необходимы иностранные инвестиции в нефтяную отрасль для сохранения высоких темпов роста добычи «черного золота», без чего идея увеличения поставок нефти в США из России останется только идеей.
ExxonMobil политики двух стран сейчас носят на руках. Эта компания, являющаяся лидером консорциума «Сахалин-1», в 2004 году собирается начать добычу нефти на российском шельфе Охотского моря. Чиновники рассчитывают, что именно нефть с Сахалина и будет поставляться в США.
Однако г-н Даффин заявил, что «нефть с месторождений консорциума будет загружаться в танкеры, которые отправятся туда, где ее выгодно продать, -- в Японию, Китай, Южную Корею, может быть, в США». Он отказался рассуждать на тему экономической эффективности поставок нефти с Сахалина в Штаты.
Японским инвесторам, как и ExxonMobil, принадлежит 30% в консорциуме «Сахалин-1», и они готовы делить расходы по этому проекту, оцениваемому в 12,3 млрд долл., в первую очередь, ради обеспечения энергоресурсами своей страны, а не США.
Нил Даффин заявил вчера, что добыча газа на месторождениях «Сахалин-1» начнется позже, чем производство нефти, и будет приурочена к решению проблемы сбыта. «Мы проводим маркетинговые исследования рынков газа, ведем переговоры с покупателями, в первую очередь японскими, и, видимо, будем строить газовую трубу от расположенных на севере месторождений на юг острова Сахалин и далее в Японию». Такую же трубу на острове сейчас строит англо-голландский концерн Royal Dutch/Shell, оператор проекта «Сахалин-2», но г-н Даффин заявил, что из-за разных сроков строительства объединение проектов исключено. «Вероятно, это будут две разные трубы», -- добавил он.
Главным плюсом вчерашнего события для России стало все же не приближение к американскому рынку нефти, а получение заказа для судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре по итогам тендера, длившегося около двух лет. «Мы стали победителями в составе консорциума японских и корейских подрядчиков, которые были нашими конкурентами на тендере, -- рассказал Михаил Хейфиц, председатель совета директоров завода. -- Наш завод получил статус генерального подрядчика, а степень участия остальных поставщиков мы еще будем обсуждать». Он сообщил, что рентабельность проекта невысока (8--10%), но именно поэтому удалось одержать победу.
Заводу, который принадлежит государству (20%) и руководимому г-ном Хейфицем «Концерну среднетоннажного и малотоннажного кораблестроения» (48%), предстоит переоборудовать буровую платформу, предназначенную для разведочного бурения, в платформу по добыче нефти к октябрю 2004 года. Финансовым партнером и совладельцем концерна является Межрегиональный инвестиционный банк, зарегистрированный в Москве.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ