Новые преграды на пути гипотетических фальсификаторов выборов обещает воздвигнуть председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров. В среду г-н Чуров рассказал журналистам, что в электоральном цикле 2011--2012 годов (то есть на ближайших выборах Госдумы и президента России) защита избирательного бюллетеня будет повышена с восьмой степени до двенадцатой.
Сегодня в России защитой является специальная голографическая марка, наклеиваемая на бюллетень. Для сравнения: в 2003 году бюллетени для парламентских выборов печатались на специальной бумаге на московской фабрике Гознака, а защитой служила специальная краска и особый рисунок на листе -- микросетка с микротекстом, который нельзя было скопировать на ксероксе или компьютере. Этот процесс более трудоемкий и дорогостоящий. Защита бюллетеней вообще может сильно увеличивать их стоимость, что актуально в эпоху экономического кризиса.
Владимир Чуров упомянул, что Республика Перу, с избирательными органами которой Центризбирком сейчас плотно подружился, закупает в США особую бумагу для бюллетеней, аналогичную той, на которой печатаются доллары. В результате один бланк для голосования обходится перуанцам в 4 долл., что ставит электоральную систему этой страны на седьмое место в мире по степени дороговизны. Российскому бюджету при более чем 100 млн избирателей такие бюллетени были бы просто не по карману. К счастью, наши бланки с банальными голографическими марками, по словам г-на Чурова, стоят всего лишь «несколько рублей».
При этом глава ЦИК отметил, что пока «не было ни одного случая подделки избирательного бюллетеня», а защита повышается превентивно. «Мы же не знаем, что там происходит в разного рода подпольных лабораториях», -- загадочно пояснил он. До сих пор "подпольные лаборатории" в качестве источника возможных фальсификаций выборов в России не называл никто, чаще кивали на саму власть.
«Бюллетени подчас делаются даже на ксероксе», -- подтвердил "Времени новостей" опасения г-на Чурова Андрей Бузин, председатель межрегионального объединения избирателей и один из авторов серии книг о фальсификации выборов в постсоветской России. Однако в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Бузин отметил, что даже самые защищенные голографические марки не могут быть панацеей, если к ним имеют свободный доступ электоральные шулеры. «В подмосковном городе Долгопрудном при разборе дела о фальсификациях дошло до пересчета бюллетеней в суде, -- напомнил эксперт. -- В пачках явно были бюллетени, подложенные в упаковки уже после окончания работы комиссии. Они также были снабжены марками. Учет марок ведется такой же, как и учет бюллетеней, поэтому нет ничего, что нельзя было бы преодолеть».
По мнению г-на Бузина, предосторожности вроде спецзащиты играют роль прежде всего на муниципальных выборах, где можно ожидать фальсификаций от кандидатов, не поддержанных административным ресурсом. Но если административный ресурс сам вступает в игру на стороне одного из кандидатов, что зачастую происходит на федеральных выборах, в действие вступают совсем другие механизмы фальсификации. «Когда организаторы и участники выборов представляют собой одну команду, дело не в марках», -- отметил г-н Бузин.