Время новостей
     N°126, 17 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2009
Рабочий кулак
Независимые профсоюзы объединяются в правозащитное движение
Потери, которые несут профсоюзы в результате массовых увольнений, и возросшее количество желающих спрятаться под крыло трудовых правозащитников, похоже, заставило крупные независимые организации ускорить процесс объединения. Вчера после многолетних предварительных переговоров Конфедерация труда России (КТР) и Всероссийская конфедерация труда (ВКТ) подписали договор об объединении. Первый совместный съезд тред-юнионов, позиционирующих себя как независимые, должен состояться уже в октябре. Таким образом лидеры созвучных даже в своих названиях профсоюзных объединений надеются создать «представительный союз» и базу для дальнейшей интеграции небольших профессиональных правозащитных организаций. Но пока даже сплотившиеся конфедерации существенно уступают по численности Федерации независимых профсоюзов (ФНПР).

Как рассказал «Времени новостей» президент ВКТ Борис Кравченко, слияние позволит «аккумулировать» 1,2 млн человек КТР и 1,3 млн наемных работников, входящих в ВКТ. И хотя численное преимущество по-прежнему будет у их конкурентов на рынке защиты прав наемных работников -- у преемника ВЦСПС (в ФНПР входит порядка 28 млн человек), ситуация на рынке труда будет способствовать быстрому расширению рядов молодых, «созданных с нуля» организаций. По словам г-на Кравченко, в целом профсоюзной сетью охвачено не более 40% наемных работников страны. «Нам есть где работать», -- демонстрируют боевой настрой представители объединения. Г-н Кравченко уверен, что сейчас объединенной конфедерации удастся расшириться за счет работников предприятий малого и среднего бизнеса, а также крупных предприятий, занятых в сфере добычи и переработки сырья. Кроме того, независимые профсоюзы надеются на присоединение к ним небольших отраслевых организаций, как, например, профсоюз работников гражданской авиации, «серьезных региональных и межрегиональных» объединений.

По мнению Бориса Кравченко, число его потенциальных союзников даже больше, чем сегодня может обслужить инфраструктура независимых профсоюзов. Именно поэтому в КТР и ВКТ перспективу видят в «укрупнении аппаратов». «Это наш ответ на вызовы, которые бросает нам внешняя среда», -- заявил г-н Кравченко, утверждающий, что в период кризиса «востребованность в защите их трудовых и социальных интересов со стороны наемных работников растет». «Люди обращаются все чаще и чаще, растут отраслевые профсоюзы», -- отметил редкую для россиян активность на правовом поле председатель ВКТ.

Судя по всему, это и заставило профсоюзников поспешить с укрупнением. Напомним, что речь об объединении шла уже давно. Съезд Всероссийской конфедерации труда принял положительное решение в пользу слияния еще в прошлом году. КТР же приняла решение уже в разгар кризиса на рынке труда, в апреле этого года.

Существенное оживление правозащитной деятельности на рынке труда почувствовали многие. Как рассказал «Времени новостей» заместитель председателя Федерации профсоюзов России (ФПР) Олег Бабич, если раньше ежемесячно на предприятиях России возникало около пяти профсоюзных организаций, то сейчас не менее 15, и количество членов варьируется от 10 человек до тысячи. В частности, по его словам, неохваченные ранее профсоюзными движениями (за исключением крупных иностранных сетевых компаний) работники предприятий сферы услуг сейчас активно организуют трудовые объединения. Особенно, отметил г-н Бабич, «активизировались» наемные работники, занятые в малом и среднем бизнесе.

Олег Бабич убежден, что кризис стал своего рода катализатором, дал толчок «новому развитию профсоюзов». В объединении двух конфедераций он видит логический шаг в развитии профсоюзных движений в России. Г-н Бабич не исключает, что на определенном этапе и ФПР может влиться в единую конфедерацию -- все зависит от способности новой организации найти баланс свободы принятия решений. По его словам, члены подобного объединения должны иметь некую самостоятельность, но в то же время в общеполитических вопросах необходима «централизация и исполнительная дисциплина».

То, что двум конфедерациям с разной организационной культурой еще предстоит решить сложный вопрос единого регламента работы, отмечают и в ФНПР. По мнению секретаря ФНПР Александра Шершукова, этот «болезненный процесс» был одной из причин задержки переговоров, продолжавшихся почти шесть лет. К слову, хотя на предприятиях конкуренция между ФНПР и альтернативными профорганизациями достаточно жесткая, усиления позиций молодого движения трудовых правозащитников наследники советских профсоюзов не боятся. По словам г-на Шершукова, с учетом количества неохваченных профсоюзами трудящихся «это гигантское поле деятельности с непересекающимися интересами».

Юлия ХОМЧЕНКО