|
|
N°127, 20 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Магия чисел
Композиционные триады в новых спектаклях Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко под занавес сезона подготовил весьма любопытную премьеру -- если все три одноактовки, входящие в программу «Хореографические шедевры ХХ века» будут станцованы как должно, вечер станет одним из главных балетных событий этого года. 24 и 25 июля Музыкальный предложит москвичам познакомиться с никогда прежде не показывавшим свои спектакли в России испанцем Начо Дуато (Na floresta), кивнуть как старому, но редко появляющемуся на горизонте знакомому, англичанину Фредерику Аштону («Маргарита и Арман»), и вспомнить Дмитрия Брянцева, что 20 лет руководил балетом Музыкального театра вплоть до своей трагической гибели в 2004 году («Призрачный бал»).
Из многих спектаклей Брянцева, вообще-то предпочитавшего делать спектакли большие, бравшего за основу известные пьесы (от «Оптимистической трагедии» до «Укрощения строптивой» через «Пигмалиона» Шоу, ставшего у него «Галатеей»), этот, что выбран для нынешнего вечера, самый нетипичный. Меланхоличная одноактовка; никаких столкновений страстей и никакого гротеска, который был так любим балетмейстером. Сошедшие с картин в старинном замке призраки танцуют нежные танцы на музыку Шопена -- и пусть иногда чуть прорывается надрыв и сожаление об ушедшем времени, общая интонация очень спокойная. Именно на этом спектакле вспоминается, что до своей московской карьеры Брянцев окончил Вагановское училище -- потому что здесь прослеживается петербургская «хореографическая родословная», не очень заметная в других его работах.
«Маргарита и Арман», наоборот, одно из самых типичных сочинений сэра Фредерика Аштона, творившего вещи куртуазные и сентиментальные, добродушные и пунктуальные, и одно из самых известных в России. Нет, в репертуаре российских театров этот маленький спектакль на музыку Ференца Листа и сюжет «Дамы с камелиями» никогда не появлялся (из всего наследия одного из основателей английского балета у нас покупали только «Тщетную предосторожность», что сейчас изредка идет в Большом). Известен он заочно -- благодаря Нурееву, для которого был поставлен. Точнее, для него и для Марго Фонтейн -- и вот эта легенда об усмиренном великой Дамой нахальном мальчишке, что безропотно уходил на второй план ради знаменитой балерины, и прославила «Маргариту и Армана». Долгое время спектакль только с Фонтейн и ассоциировался, потом его осмелилась взять в репертуар другая гранд-балерина Сильви Гиллем, а сейчас его предстоит освоить приме Музыкального театра Татьяне Чернобровкиной. Появление «Маргариты и Армана» в репертуаре «Стасика», как ласково зовут театр балетоманы, стало возможным благодаря театру Ковент-Гарден -- именно на идущей в нем постановке основана та, что будет показана в Москве.
Но главным событием вечера все же должен стать третий балет, а именно Na floresta. Именно этой постановке была посвящена специальная пресс-конференция в Музыкальном театре. Название переводится с португальского -- «В лесу», а португальский возникает потому, что это не просто лес, а амазонская сельва. Этот маленький спектакль (23 минуты) на музыку Вила-Лобоса был сочинен Начо Дуато в 1990 году. Дуато, тогда узнавший первый настоящий успех, стал мировой знаменитостью и с тех пор возглавляет Национальную компанию танца Испании (у них на Пиренеях все как-то запутано -- Национальный балет Испании танцует только фламенко, а тот театр, в названии которого написано «танец», занимается балетом). Дуато, в юности пропутешествовавший по театрам Эка и Бежара, Килиана и Элвина Эйли, а сейчас сочиняющий спектакли чувственные и хрупкие, создающий совершенно неевклидову геометрию сложных танцев, безусловно, входит в пятерку хореографов, что сейчас определяют жизнь балетного мира. За минувшие 20 лет заполучить Дуато на постановку пытались и Большой, и Мариинка, но так и не сумели заключить контракт. (Один из бывших руководителей Большого балета, помнится, сетовал на неподъемные гонорары хореографа; сам же Дуато утверждает, что просто российские театры и он не смогли договориться об устраивающих обе стороны сроках.)
На пресс-конференции хореографа, что практически всегда ставит только бессюжетные балеты, российские журналисты, как водится, допрашивали о сюжете Na floresta. Дуато сказал, что спектакль состоит из трех частей, из трех песен, и первая из них -- о луне, которая мелькает меж ветвей деревьев, вторая -- о птице, перелетающей с ветки на ветку. (Третья так и осталась загадкой.) На репетициях он внушал артистам, что те должны почувствовать себя «маленькой бабочкой на тонком листе, плывущем по воде». Тут надо сказать, что спектакль с артистами Музыкального разучивали ассистенты мэтра, Кевин Ирвинг и Ева Лопес Кревиллен, сам хореограф приехал лишь накануне премьеры, чтобы проверить, все ли в порядке, и довести все до совершенства; журналистам Дуато сказал, что его сотрудники «знают и любят его текст больше его самого». В финале пресс-конференции Ирина Черномурова, возглавляющая в театре отдел по зарубежным связям, выразила убежденность в том, что на этом балете сотрудничество Музыкального с Начо Дуато не закончится («Мы не любим коротких связей, случайных связей. Наш театр влюбляется надолго, а главное -- не влюбляется случайно»), но конкретные планы оставила в секрете. Сам же Дуато пообещал в следующем июне привезти свою труппу на гастроли в Большой, а до того в феврале выпустить в родной Испании премьеру балета по Чехову. Это спецзаказ Чеховского фестиваля, и балет этот Москва сможет увидеть через год в июле.
Анна ГОРДЕЕВА