|
|
N°91, 24 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Командная игра под запретом
После «Гран-при Монако» ФИА займется Шумахером и Баррикелло
Шум, поднявшийся после финиша австрийского этапа, не утихает до сих пор. Напомню, что две недели назад, подчинившись приказу руководства команды, лидировавший всю гонку пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло пропустил вперед своего напарника Михаэля Шумахера за несколько метров до финишной черты, тем самым подарив очередную победу немецкому гонщику. Неприятный осадок от неспортивного поведения и без того лидирующей в чемпионате команды не исчез даже после того, как сам неожиданный победитель вручил Большой приз Австрии своему верному второму номеру и буквально силой затащил бразильца на первую ступень пьедестала, восстановив тем самым справедливость. Все эти манипуляции на церемонии награждения сопровождались презрительным свистом болельщиков, среди которых было немало поклонников итальянской конюшни.
Волна возмущения с трибун австрийского автодрома выплеснулась уже на страницы мировой прессы. В основном все комментарии сводились к одному: подобная командная тактика убивает «Формулу-1» как спорт, снижает зрительский интерес и в конце концов заведет этот вид гонок в глубокий кризис. Такая бурная реакция тем более удивляет, если вспомнить, что в истории «Ф-1» этот случай далеко не первый.
С 70-х годов прошлого века стала практиковаться помощь напарнику в явном виде. Можно вспомнить Ронни Петерсона и Марио Андретти, Жиля Вильнева и Джоди Шектера... Но настоящей проблемой командная тактика становится в конце 90-х. Все началось в последней гонке сезона 1997 года на «Гран-при Европы» в Хересе. Она памятна не только столкновением Михаэля Шумахера и Жака Вильнева, предрешившим судьбу чемпионского титула в пользу канадца, но и приказом руководства «Макларен» за два круга до финиша, после которого Култхард пропустил Хаккинена.
В марте 1998 года ситуация повторилась при несколько иных обстоятельствах, там речь впоследствии шла о некой договоренности между пилотами. В 1999 году Эдди Ирвайну помогал не только Мика Сало, но и сам Михаэль Шумахер, который своим маневром позволил ирландцу сохранить неплохие шансы на титул перед последней гонкой. На «Гран-при Австрии-2001» Рубенсу Баррикелло в первый раз пришлось подчиниться команде из боксов и уступить Михаэлю Шумахеру второе место в гонке. Бразилец сделал это в последнем повороте А1-Ринга, но приказ получил задолго до этого, к тому же опасность со стороны Култхарда, как претендента на титул, в то время выглядела вполне реальной. Все эти инциденты вызывали лишь робкие протесты соперников да глухое ворчание ветеранов автоспорта.
Но такой ли уж странной выглядит нынешняя буря эмоций? На все произошедшее в Австрии можно посмотреть и по-другому. В ситуации, когда преимущество команды «Феррари» над соперниками превратилось в пропасть, интерес к чемпионату начал угасать. Ясно, что необходимо что-то делать. Но что? Мастерство пилотов лидирующей команды, надежность машин, профессионализм механиков не позволяют надеяться на случайный сход Михаэля Шумахера или Рубенса Баррикелло. Значит, очковый разрыв будет расти и дальше. И тут как нельзя кстати происходит этот скандал, последствия которого еще не совсем ясны даже специалистам.
На Всемирном совете ФИА, который состоится 26 июня, чиновникам нужно будет найти выход из трудной ситуации: с одной стороны на них будет давить авторитет самой богатой команды нынешней «Формулы», с другой -- общественное мнение, жаждущее покарать людей, нарушивших принципы честной игры. Вариантов много -- от дисквалификации команды на одну гонку и лишения определенного количество очков до простого порицания и требования не повторять подобного впредь. Какое будет принято решение, сейчас сказать трудно. Скорее всего оно будет зависеть от конкретной ситуации, сложившейся к этому дню. И в ожидании собственной участи итальянская команда, конечно, будет находиться под давлением предстоящего суда.
Как справятся с этим в «Скудерии», покажет предстоящее в это воскресенье «Гран-при Монако». Трасса, проложенная по узким улочкам средневекового города, и без того заставляет учащенно биться сердце любого гонщика. Вождение здесь гоночной машины кто-то сравнил с «полетом на вертолете в собственной спальне». Секундная утрата концентрации -- и можно распрощаться с мечтой добраться до финиша. А победа в Монако считается наиболее престижной. Великий Айртон Сенна, шесть раз принимавший Большой приз из рук принца Альберта, считается некоронованным королем этой трассы. У Михаэля Шумахера на одну победу меньше, и хотя немецкий гонщик всегда подчеркнуто пренебрежительно относится к подобного рода статистике, шанса добавить к своим многочисленным рекордам еще один он никогда не упустит.
Дмитрий СИТНИК