|
|
N°126, 17 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чечня не набрала 100 баллов
«Рособрнадзор» опроверг сообщения о подозрительно высоких результатах ЕГЭ на Кавказе
Критика в адрес единого госэкзамена вышла на новый уровень: если раньше сомнению подвергали качество заданий ЕГЭ, то теперь под сомнение ставятся сами результаты школьного выпуска. В частности, появились сообщения о том, что в некоторых регионах по итогам ЕГЭ обнаружилось явно неправдоподобное количество круглых отличников. Однако в «Рособрнадзоре» считают надуманными заявления о том, что в столичные и питерские вузы в массовом порядке направятся абитуриенты с Северного Кавказа со свидетельствами о «блестящем» (100 баллов из 100 возможных) прохождении единого госэкзамена. О том, что высшим школам не грозят сомнительные «стобалльники», вчера заявила руководитель надзорного ведомства в сфере образования Любовь Глебова. «Сообщения о том, что кавказские республики продемонстрировали какие-то необыкновенные результаты по ЕГЭ, на сегодняшний день не подтверждаются», -- успокоила глава «Рособрнадзора» абитуриентов из других регионов, испугавшихся такой неожиданной конкуренции.
В качестве примера того, что результаты ЕГЭ, сданного выпускниками северокавказских школ, не отличаются от средних показателей по стране, г-жа Глебова привела Чечню. «В этой республике никто не получил ста баллов», -- заверила руководитель «Рособрнадзора». По ее словам, 100-балльные результаты единого госэкзамена были представлены в Адыгее, «в особенности по биологии и истории». Причем после того, как работы адыгейских выпускников были взяты «Рособрнадзором» на перепроверку, 50% результатов не подтвердилось. Рассказав об этом случае, Любовь Глебова сразу же подчеркнула, что такое «перепроизводство отличников», которое преподносится как системное явление, в действительности единичный случай. Впрочем, при этом глава «Рособрнадзора» признала, что в данный момент проходит аннулирование результатов ЕГЭ, не подтвердившихся по итогам проверок. Перепроверкой, по словам Глебовой, занимаются сами регионы. «После проведения этого анализа в субъектах федерации, наверное, будут приняты в том числе и кадровые решения», -- полагает руководитель «Рособрнадзора».
Впрочем, даже если в вузы и попадет какое-то количество липовых отличников, то большинство из них не проучится дольше первого семестра -- по сведениям Минобрнауки, самый большой отсев в вузах происходит именно в первую сессию. А согласно данным мониторинга, проведенного Государственным университетом -- Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) в 2007 году (когда 90% выпускников уже поступали в вузы именно по итогам ЕГЭ), процент отсева по итогам успеваемости был таким же, как и до введения единого госэкзамена, -- 15--20%. «Рособрнадзор» обещает следить за успеваемостью первокурсников, набравших высокие и средние баллы на едином экзамене. «Посмотрим, насколько их обучение в вузе подтвердит результаты выпускных экзаменов либо поставит их под сомнение», -- пообещала Любовь Глебова.
Но следить руководитель «Рособрнадзора» намерена не только за успеваемостью студентов, но и за качеством работы вузов. По словам г-жи Глебовой, ведомство намерено ввести новые аккредитационные показатели для учебных дисциплин, которые преподаются в российских университетах, академиях и институтах. Глава «Рособрнадзора» посетовала на недостаточный уровень освоения студентами учебного материала, ставший следствием невысокого качества преподавания предметов: «Это, пожалуй, вопрос, требующий более тщательного подхода». Ведомство рассматривает возможность введения таких аккредитационных показателей «не просто по группам специальностей, но и по наличию в этих специальностях обязательно только аккредитованных образовательных программ». «Мы думаем, эти новые учебные показатели, которые будут введены с началом учебного года, позволят разрешить проблему лазеек, которые используют наши учебные заведения, желающие продемонстрировать «высокие показатели» своего преподавания», -- заявила Любовь Глебова. Возможно, некоторые вузы ждут серьезные неприятности, так же как это случилось в завершившемся учебном году, когда, проводя лицензирование образовательных учреждений, «Рособрнадзор» отказал в государственной аккредитации 18 из них. «Шести университетам, среди которых Барнаульский и Иркутский госпедуниверситеты, а также Самарский государственный областной университет, был присвоен другой статус -- академия. На университеты эти вузы в силу своих показателей не потянули», -- рассказала Любовь Глебова.
Михаил МОШКИН