|
|
N°126, 17 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заморозка не помешает
Грядущий абонементный сезон Московской филармонии будет не хуже прошедшего
В условиях заметно сокращенного финансирования и отсутствия спонсорских контрактов Московская филармония бодро распродала уже практически целиком новый абонементный сезон, причем содержание сезона-2009/10 почти ни в чем не уступает насыщенному событиями предыдущему. Единственное, от чего пришлось отказаться, -- это гастроли западных оркестров (в рамках абонементов они и так не были определяющими для будничных концертных контуров) и серия «Великие оратории» (в прошлом сезоне она была одной из ключевых в филармоническом сезоне).
Еще раньше было принято решение не слишком тратиться на «полуконцертные» оперные постановки, поскольку дороговизна и трудоемкость таких проектов не всегда полностью соответствовала результату. Тем не менее в новом сезоне на филармонических сценах запланированы значимые оперные события в классическом концертном варианте. Абонемент №1 «Оперные шедевры» -- лаконичная серия из трех незаурядных вечеров с раритетными для местной сцены «Идоменеем» Моцарта (оркестр Musica Viva Александра Рудина), «Ромео и Джульеттой» Гуно (оркестр «Новая Россия», дирижер Лоран Кампеллоне) и «Искателями жемчуга» Бизе (НФОР, дирижер Оттавио Марино). Во всех трех исполнениях заняты приглашенные западные вокалисты.
Сольные концерты вокалистов с такой же мировой славой -- в абонементе «Звезды мировой оперы в Москве». Здесь фигурируют Надя Михаэль, Тедди Таху Родес, Анна Катарина Антоначчи. Из списка видно, что, как и в оперном цикле, филармония не делает ставку на действующих или уже увядающих суперзвезд со звучными для самого широкого слушателя фамилиями, предлагая ассортимент высоколобый, актуальный и не слишком раскрученный в местных землях.
При этом важно, что филармония по взаимному согласию с музыкантами еще весной заморозила, зафиксировав в рублевом эквиваленте, суммы гонораров всем выступающим на следующий сезон. Таким образом, стоимость абонементов осталась на прежнем уровне, зато приостановлены ремонтно-реконструкционные работы в фойе Зала Чайковского, где в Трюме Мейерхольда в конце прошлого сезона уже прошел «тренировочный» (в смысле инновационного освоения площадей) фестиваль новой музыки «Другое пространство».
Однако новая и не слишком, но все же современная музыка остается одним из принципиальных пунктов в абонементом репертуаре, хотя Московская филармония и не изменяет здесь своей привычно осторожной тактике. В программах нового сезона будут и Тавенер, и Мортон Фельдман, Филип Гласс, и Губайдуллина, и даже премьерный Шостакович (фрагменты из оперы «Цыгане»). Само «Другое пространство» в сезоне -2009/10 плавно перетекает в цикл «Живая дорожка» в Камерном зале филармонии. Здесь несколько композиторов во главе с Владимиром Мартыновым будут переозвучивать значимую киноклассику («Огни большого города», «Метрополис», «Коянискацци»), «Ассоциация музыки Ярослава Судзиловского» и группа «Пластика звука» в свою очередь заполнит новомузыкальную нишу сезонной филармонической архитектуры без киносопровождения.
В Камерном зале спланирован еще один принципиальный абонемент: это «Камерные оперы», список которых весьма любопытен. Его открывает «Тщета золота» (Водевиль для хора мальчиков и фортепиано по старинной английской балладе) Бриттена, а продолжают «Витамин роста» (по Олегу Григорьеву) Леонида Десятникова, «Страсти по Живаго» Игоря Егикова и «Царь Никита и сорок его дочерей» Александра Чайковского.
Кроме известных площадок филармония впервые открывает абонементную серию в зале «Оркестрион» -- эта репетиционная база Российского национального оркестра в Черемушках известна своей отличной акустикой и несколькими блестящими концертами. Под шапкой филармонии с осени по весну здесь будут играть тот же РНО, московские камерные оркестры, а также запланированы два детских абонемента.
В главных же залах, как всегда, все крупные оркестры и не стыдное количество российских и зарубежных солистов, перечень которых не застит свет, но тем не менее вполне интересен. В числе гастролеров дирижеры Роджер Норрингтон, Жан-Клод Казадезюс, обожаемый местной публикой пианист Барри Дуглас в своей таинственной дирижерской ипостаси, пианист Лейф Ове Андснес, скрипачка Сара Чанг, виолончелистка Кристина Блаумане и многие другие. С их помощью и стараниями местных музыкантов сезон обещает быть красивым, стройным, современным и нужным, чего руководство филармонии в последние годы и добивается настолько же постепенно, насколько и успешно.
Юлия БЕДЕРОВА