Время новостей
     N°125, 16 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2009
Рухнул на взлете
Иранский Ту-154 не долетел до Еревана
Все 168 человек на борту разбившегося вчера самолета иранской авиакомпании Caspian Airlines погибли. Кадры с места падения, переданные телеканалами Ирана спустя всего несколько часов после трагедии, не оставили надежды близким пассажиров и членов экипажа. Всего через 16 мин. после взлета из аэропорта Тегерана лайнер Ту-154 рухнул примерно в 150 км севернее, на поле в иранской провинции Казвин, полностью разрушился и загорелся. Катастрофа вызвала немедленный отклик в соседней Армении. Лайнер направлялся в Ереван. Среди его пассажиров были армянские граждане. Президент Армении Серж Саргсян, находившийся в этот момент в городе Спитак, срочно вернулся в столицу. Вчера он объявил в стране траур. По предварительным данным, россиян среди жертв нет. Российский президент Дмитрий Медведев направил соболезнования главам Ирана и Армении.

«На борту самолета были 151 взрослый пассажир, двое детей и 15 членов экипажа», -- сообщили в представительстве Caspian Airlines в Армении. В Ереване сначала предположили, что в авиакатастрофе погибло от 20 до 25 граждан Армении, так как в списках было около тридцати фамилий, похожих на армянские. Но потом власти пришли к выводу, что армянских граждан на борту было только шесть человек, среди них два бортинженера, остальные -- пассажиры. По имеющимся сведениям, среди погибших двое граждан Грузии. В обнародованном списке пассажиров очень много граждан Ирана, в том числе бывший депутат парламента Левон Давидиян и члены молодежной сборной по дзюдо. Дело в том, что в Ереване в эти дни намечен международный турнир по дзюдо, куда и направлялись иранские спортсмены с тренером.

Причины катастрофы станут ясны только после официального расследования. Однако Сирус Сабери, представитель администрации провинции Казвин, вчера уже заявил местному агентству Fars, что у самолета возникли технические проблемы, и пилоты пытались совершить экстренную посадку. По словам г-на Сабери, лайнер загорелся еще в воздухе. Причиной крушения стал пожар в одном из двигателей лайнера, сообщило общественное телевидение Армении.

Иран имеет довольно печальную статистику авиационных происшествий. Причины и в сложном гористом ландшафте страны, и устаревшей системе аэронавигации, и в экономических санкциях США, введенных против Исламской Республики после свержения шаха в 1979 году. Эти санкции не позволяют Ирану покупать ни новые лайнеры американского производства, ни запчасти к самолетам, приобретенным при шахе, ни машины, собранные в других странах с использованием систем и узлов американского происхождения. Из-за этого, кстати, в Иране работает много самолетов советского производства, приобретенных на вторичном рынке. В последние годы российские авиастроители предпринимают активные попытки найти там же заказы на новые машины непосредственно с завода либо партнеров для совместной сборки самолетов. Однако до стадии твердых контрактов эти переговоры еще ни разу не дошли.

Катастрофы с российскими самолетами в Иране, к сожалению, уже бывали. В 2002 году Ту-154, принадлежавший авиакомпании Iran Air Tour, врезался в гору при посадке в городе Хоррамабад на западе страны. Погибли 118 человек. В 2006 году 29 жизней унес пожар на борту другого Ту-154 той же компании, садившегося в северо-восточном городе Мешхед. С тех пор и вплоть до вчерашнего дня пассажирские самолеты в Иране не разбивались.

Вчера в зале прилетов армянского аэропорта Звартноц создан оперативный штаб и развешаны списки всех пассажиров самолета. Родственники погибших уже прибыли в аэропорт, где им тут же была оказана медицинская и психологическая помощь. Там же приступил к дежурству представитель Каспийских авиалиний, который предоставляет известную ему информацию, а также сотрудник консульской службы МИД Армении. Сотрудник посольства Армении в Тегеране осуществляет дежурство в тегеранском аэропорту. В МИД Армении была открыта горячая линия и опубликованы номера телефонов: (+37410) 5625 43, (+37410) 56 68 11 и (+37410) 54 40 41 (добавочный 202 или 217).

Михаил КУКУШКИН,