|
|
N°91, 24 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юбилей финансистов
Алексей Кудрин похвалил шоковую терапию
В преддверии празднования 200-летия Минфина на специально созванной научно-практической конференции глава этого ведомства, вице-премьер Алексей Кудрин по сути отпраздновал и 10-летие гайдаровской реформы, приветствуя с почтением ее отца Егора Гайдара, присутствовавшего в торжественной министерской зале. «Шоковая терапия, этот жесткий шаг в 1992 году стал восстанавливать финансовую систему страны», - заявил г-н Кудрин. Он вспоминал о дефиците, талоне №10 десятилетней давности, который позволял в определенный день получить тот или иной вид продуктов питания, а в другой день уже не позволял ничего. Он говорил об отсутствии даже у великих и самых богатых мира сего - то есть у лидеров «G-7» - в правильном понимании единой финансовой системы, особенно в кризисном для России 1998 году.
Но, разумеется, он говорил и дне сегодняшнем: о снижении государственного долга до 41 % ВВП, о сохранении предела прочности бюджета в любом случае, о порочности торгового баланса, перекошенного в сырьевую сторону. При этом главный финансист пошел на обнародование наиболее сокровенных цифр: о том, сколько же составляет наш финансовый резерв и сколько мы тратим из него на погашение внутреннего долга. Г-н Кудрин признался, что 88,8 млрд рублей остатков прошлого года и есть база стабильности для нынешнего. При этом расходы на погашение внешних долгов текущего года в 1-ом квартале составили 75,8 млрд рублей. Иными словами, на их погашение, по словам г-на Кудрина, «взято с рынка 26,3 млрд рублей плюс 49,5 за счет финансового резерва прошлого года». Один к двум. Практика, которая вряд ли должна понравится финансисту.
При мирном течении минфиновской конференции неожиданно возник любопытный диалог. Причем между людьми, вполне определяющими наши финансовые судьбы. Замминистра финансов Белла Златкис вдруг, не сообщаясь, по-видимому, со своими начальниками, решила поспорить о бюджете. «Он исполняется с большим напряжением», - заявила она. И добавила: «Исполнение закона о федеральном бюджете на текущий год за 4 месяца не свидетельствует о том, что огромные бюджетные доходы позволят нам отказаться от своих планов по заимствованиям на внутреннем рынке». На что приглашенный глава Центробанка Сергей Игнатьев заметил: «Если Минфин имеет возможность все свои обязательства, в том числе по обслуживанию внешнего долга, выполнять без увеличения внутренних заимствований, то лучше этого не делать». Таким образом, мирная теоретическая конференция продемонстрировала, что единая позиция по вопросам внутренних заимствований по-прежнему отсутствует.
Вера Кузнецова