Время новостей
     N°125, 16 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2009
Глубоко «Личное дело»
Вчера в Москве начался четвертый международный фестиваль невербального театра
Возникнув как своеобразное приложение к Летней школе танца «Цех», фестиваль «Личное дело» постепенно обрел индивидуальный формат, структуру и группу поклонников. Что касается смысла, он прежний -- ввести российский современный танец в международный контекст.

В роли международного контекста, и это продуманная особенность фестиваля, выступают не звездные постановщики или спектакли-хиты, а новое поколение хореографов. Они уже выстрелили своими работами, но еще не успели стать классиками. В их спектаклях поэтому стоит искать в первую очередь не морщинистую руку именитого мастера, а тот или иной тренд в развитии современного танца. Лазаро Годой из Израиля, например, экспериментирует с мультимедиа и визуальным искусством. Перрин Валли из Швейцарии -- с архитектурными формами и геометрией; основной реквизит в ее перфомансе -- туалетная бумага, участвующая вместе с телом танцовщицы в создании новых пространств. Каспер Даугаард Поулсен из Дании предлагает почувствовать различие в повторении -- на сцене три раза исполняется один и тот же хореографический фрагмент, но благодаря костюмам, декорациям, а главное, зрительскому восприятию его смысл полностью меняется. В основной программе заявлены также Франциска Эгнер и Габриель Шенкер из Бельгии, Саса Асентик из Сербии, Александр Гурвич из Екатеринбурга, Соня Левин из Москвы, Рахель Вонмус из Великобритании и Волли Кардона из США.

Кардона не только участник фестиваля и ведущий мастер-класса на Летней школе, но и приглашенный модератор дискуссии. Трехдневная профессиональная дискуссия -- полноценная часть фестиваля, только не практическая, а теоретическая. Такую модель директор агентства театров танца «Цех» Елена Тупысева увидела когда-то на голландском фестивале «Диалоги». Хореографы вместе с танцовщиками, философами и искусствоведами обсуждают, что происходит в современном танце, смежных областях и вообще в мире. «Одна из причин, почему я стала работать с современным танцем в России, -- это открытость людей к другому искусству, их эрудированность, интерес к театру, арту. В отличие, например, от балетных и эстрадных людей, которые в этом смысле обычно закрыты», -- говорит Елена.

В прошлом году впервые в «Личном деле» появилась офф-программа. В этом году опыт повторили -- за несколько дней можно посмотреть, что было сделано на базе культурного центра "Актовый зал" за сезон. Своя площадка, на которой базируется «Цех» уже несколько лет, притягивает танцевальные группы и заметно консолидирует танцевальные силы. Москва отчасти даже начала конкурировать с Екатеринбургом и Челябинском, старинными центрами российского современного танца. В течение пяти дней покажут восемь спектаклей, начиная со «Старухи и...» Саши Пепеляева и заканчивая перфомансом Made for Russia Андрея Андрианова и Олега Сулименко.

В последние три дня, с 29 по 31 июля, будет представлен спецпроект фестиваля -- танцинсталляция «Работа» хореографа из Швеции Мартина Форсберга, который уже вовсю репетирует. Это довольно неожиданный ход. Современный танец, особенно российский, падок на метафизику и нечасто имеет дело с чем-то определенным. Форсберг же работает с совершенно конкретными материями -- российскими пенсионерами, изучая функционирование человеческого тела в социальном контексте. Результат пока предсказать трудно, известно только, что выполнять сложные движения пенсионеры не будут -- вместе с ними в спектакле заняты профессиональные танцовщики.

Впрочем, мы знаем, в том числе благодаря цеховскому фестивалю, что на танце в современном танце свет клином не сошелся. Танцевать, двигаться или оставаться на сцене неподвижным -- глубоко «Личное дело», по крайней мере с 15 по 31 июля.

Юлия ЧЕРНИКОВА
//  читайте тему  //  Танец