Время новостей
     N°125, 16 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2009
Есть ли в России политика
Как в России может не быть политики, если в России все, что есть, -- политика. Все только и говорят о политике -- от президента и депутатов Думы до старушек на лавочке. Как может в России не быть политики, если политтехнологов в стране больше, чем конкурентоспособных на мировом рынке товаров российского производства?

Я тоже не сомневаюсь, что в России есть политика. Точнее, не сомневался. Пока, пытаясь осмыслить вихрь быстротекущих событий, не задался простодушным вопросом: а в чем, собственно, состоит политика Российской Федерации? Ведь политика -- нечто, в чем есть постоянство на долгое время, у чего есть долговременная, не меняющаяся из месяца в месяц цель.

Вы случайно не помните, куда дул ветер в три часа пополудни в прошлую пятницу? А почему выселяли из Москвы грузин, законно находящихся на территории РФ -- причем задолго до конфликта в Южной Осетии -- не помните? И почему выселение это вдруг прекратилось -- как дождь, просто прекратилось, и все? И так во всем. Дружно идем к цели всем богоносным народом. А потом внезапно, в мгновение ока, без малейших признаков инерционности меняем цель, совершенно забыв о прежней.

У СССР по крайней мере была долговременная политика, выражавшаяся словами. А сейчас? Вот уже много лет я не слышал, чтобы власть четко и недвусмысленно сформулировала, в чем состоит российская политика. То же и с интересами российского государства. Громогласно произносимые слова "интересы России требуют"-- слышу. А в чем именно состоят интересы России -- нет.

С вопросом, есть ли у России политика, а если есть, в чем она состоит, я обратился к 54 россиянам, от телеведущих, бизнесменов и академиков до рабочих, писателей и врачей. Не в виде социологического опроса, а просто во время бесед, как бы случайно, ни с того ни с сего. Ответов было получено шесть. Их и обсудим, начиная с того, который был дан максимальным количеством спрошенных: 1. Политика России состоит в том, чтобы восстановить территорию СССР. 2. Политика России состоит в том, чтобы создать по всему миру сферу влияния из дружественных России стран. 3. Политика России состоит в том, чтобы Россию уважали и к ее мнению прислушивались. 4. Политика России состоит в том, чтобы цены на нефть и газ были высокими. 5. Политика России состоит в том, чтобы, открывая и закрывая "энергетические рубильники", держать руку на горле Европы. 6. Политика России состоит в том, чтобы поддерживать внутри страны статус-кво.

Давайте оставим в стороне привлекательность или непривлекательность тех или иных целей, а также политкорректность по отношению к другим странам. Давайте разберем все перечисленные выше цели российской политики, как их определяют представители народа, бесстрастно и беспристрастно.

Итак, первая цель -- восстановить территорию СССР. В августе 2008-го казалось, что Россия снова пошла по пути Ивана Калиты и Иосифа Сталина в собирании русских и советских земель, по которому полтысячелетия двигалась, расширяясь со средней скоростью "Люксембург в месяц -- Голландия в год". Известный политический деятель, выступая в Севастополе, веско напоминает, что это исконно русский город; на сайте популярной газеты несколько дней висит передовая статья, в которой описана тактика присоединения к России сначала Абхазии с Южной Осетией, затем Крыма, потом Приднестровья и Украины...; по радио звучат марши, по телевидению все чаще слышатся командирские голоса. "Все глуше музыка души, все звонче музыка атаки", по пророческому определению Булата Окуджавы. Но вот прошел всего месяц -- и что же? Договор о дружбе с Украиной был продлен, из Кремля послышались миролюбивые заявления, министр финансов заговорил о России как о "тихой гавани для иностранных инвестиций", президент выступил с миротворческими предложениями о создании многополярного мира. Пассионарное настроение сменилось пацифистским. О восстановлении территории СССР на базе России сегодня не говорит никто из руководителей государства. Стало быть, политической целью восстановление империи в настоящий момент не является. Экономический кризис и борьба с коррупцией отодвинули реконкисту на неопределенное время.

Цель вторая -- создание российского содружества государств на всех континентах, союза стран-единомышленников, аналога Британского Содружества наций. Вот только кто эти дружественные государства-единомышленники? Иран с Венесуэлой? Что их объединяет с Россией? Что общего у этих стран между собой? Только враждебность к Западу и ничего более. Но Россия-то постоянно говорит, что является частью европейской цивилизации.

В современном мире страны можно поделить на те, которые пытаются решать возникающие у цивилизации проблемы, и на такие, которые проблемы для цивилизации создают. В каком же из двух лагерей находится Россия? Готова ли она стать лидером ССПМ (Союза Стран, Создающих Проблемы)? Такая функция страны великой культуры и науки, первой запустившей искусственный спутник Земли, страны, из которой в мир пришло слово "интеллигенция", представляется абсурдной. А значит, создание лагеря из стран trouble makers политикой РФ быть не может.

Третья цель -- проводить такую политику, чтобы Россию в мире уважали и прислушивались к ее мнению. На первый взгляд такая цель является достойной и привлекательной безоговорочно. Жаль только, что фраза обрублена. В ней не сказано, к мнению России по каким вопросам мир должен прислушиваться и за что именно ее следует уважать. Допустим, речь идет об электронике. Мнение Японии по этим вопросам будет весьма весомым, так как эта страна создала лучшую электронику в мире. Если речь идет о компьютерной технике, естественно, прислушиваются к мнению США, в которых находятся "Интел", "Гугл", "Микрософт". Если речь идет о сотовых телефонах, то прислушиваться будут к мнению маленькой Финляндии скорее, чем колоссальной Канады, если о кораблестроении -- Южной Кореи, в вопросах автомобилестроения -- к Германии и той же Японии. По каким вопросам будут прислушиваться к мнению России, не имеющей ни одной котирующейся на мировом рынке компании, производящей компьютеры, автомобили, лекарства, сотовые телефоны, вообще никаких конкурентоспособных на мировом рынке технологичных товаров? Ответ патриота: если будут бояться -- будут и слушать, и слушаться. Такое очень даже возможно. Однако в таком случае ответ на вопрос о содержании российской политики все равно остается открытым. Не может же быть целью ответственной политики страны простое желание наводить на остальной мир страх и ужас.

Допустим, политика России в том, чтобы поддерживать высокие цены на нефть и газ. Однако в таком случае интересы державы прямо противоположны интересам цивилизации. Если дело обстоит именно так, Россия автоматически причисляет себя к третьему, точнее, к тридевятому, миру. Причем навсегда. Ведь, скажем, не менее богатая в расчете на душу населения нефтью Норвегия таких целей перед собой почему-то не ставит -- ибо там понимают, что не нефтью единой живет народ, считающий себя цивилизованным: не то, что страна "простой продукт имеет", является основой устойчивой и развитой экономики, а то, что население делает своими руками и созидает коллективным разумом.

Кроме того, допустим, что вопреки стратегическим интересам России, а в угоду чьему-то карману и тактической выгоде максимизация прибыли от продажи энергоносителей действительно является целью российской политики. Какими методами можно решить такую задачу? Сокращением производства нефти при каждом снижении стоимости барреля, тем самым отправляя экономики развитых стран в состояние энергетического удушья. Но ведь в этом случае кризис мировой экономики и, стало быть, потребления, а вместе с ними и абсолютных доходов производителя нефти в долларовом исчислении неминуем. Разразившийся сейчас мировой экономический кризис (причиной которого аналитики считают не только авантюрную ипотеку, но и запредельно высокие цены на энергоносители) снизил котировки российской биржи за несколько месяцев более чем в три раза. В то время как снижение аналогичных котировок Уолл-стрит, считающееся катастрофическим, в несколько раз меньше. И это закономерно.

Какими еще методами можно поддерживать высокие цены на нефть? Рассуждая цинично, альтернатива одна: как только на топливо цены падают, организовать заварушку. Либо в одном из нефтеносных районов, либо там, где проходит какой-нибудь стратегический нефтепровод. Что именно в этом состоит стратегия некоторых стран-изгоев, сотрудничающих с "Аль-Каидой" или открыто провозглашающих себя врагами западной цивилизации, не приходится сомневаться. Но представить себе, чтобы такая линия поведения была политикой России, совершенно немыслимо. Мы ведь с вами все-таки европейцы, люди цивилизации, народ, внесший колоссальный вклад в мировую культуру, не так ли?

Но если не первое, не второе, не третье, четвертое и не пятое, тогда в чем состоит политика России? Неужели только в том, чтобы поддерживать жизненный уровень обитателей Рублевского шоссе? Однако и эта гипотеза неверна: президент России призвал всех встать на борьбу с коррупцией. И независимо от того, удастся ли эта борьба, сохранение статус-кво (при котором разворовывается, по разным оценкам, от половины до двух бюджетов Российской Федерации в год) политикой не является, поскольку президент призвал страну к переменам.

А что до вхождения в ряды индустриально развитых стран (политика, провозглашенная еще президентом Путиным) -- эту цель со времен Петра Великого никто и не отменял. Вот только процесс вхождения затянулся на триста лет: века проходят, а мы все входим и входим. С одной стороны, мы неотъемлемая часть европейской цивилизации, а с другой -- вроде и не совсем. И договор о безопасности Евросоюзу опять надо заключать именно с нами. Что, если бы мы действительно являлись неотъемлемой частью Европы, было бы абсурдно.

Пожалуй, наиболее очевидно отсутствие в современной России политики проявилось в истории с так называемой энергетической сверхдержавой. Не успела нефть -- а за ней и газ -- вырасти в цене, как из Кремля стали раздаваться речи о том, что отныне и навсегда Россия -- энергетическая сверхдержава, диктующая Европе свои условия. Что отныне энергоносители -- оружие, и если Запад будет "плохо себя вести", ему попросту перекроют вентиль. В конце концов вентиль Европе действительно перекрыли в разгар зимы, а кто виноват в этом, Россия или Украина -- миллионам людей на Западе было без разницы: договоры о поставках ведь заключены с Россией.

Вот только некоторые долгосрочные последствия газовой войны с Украиной и политики "энергетической сверхдержавы".

Часть стран ЕС -- регион, в котором проживает около 100 млн человек, оказался без отопления в разгар зимы. Президент Соединенных Штатов Барак Обама объявил, что приоритетной задачей его администрации является избавление от энергетической зависимости от таких стран, как Россия, Венесуэла и Иран -- именно в таком порядке. А назначенный им новый министр энергетики, нобелевский лауреат по физике Стивен Чу обнародовал план создания национальной программы (наподобие рузвельтовской), ключом которой является "тандем" атомных электростанций--электромобилей (лишь частично использующих бензин). Аналогичную программу начала разрабатывать Европа (припомнив, кстати, статью академика Андрея Сахарова 1978 года, которая так и называлась Nuclear Energy and the Freedom of the West. Предлагавшаяся в ней программа очень напоминала нынешний проект Обамы).

Параллельно с разработкой плана энергетического переоснащения Евросоюз начал интенсивные переговоры о южном пути поставок газа из Средней Азии и Азербайджана через Турцию в обход России и подписал договор о строительстве газопровода Nabucco.

Где тут хотя бы намек на разумную политику со стороны России?

Но вот в России грянул кризис. Казалось бы, когда возникли нешуточные проблемы, самое время обозначить стратегическую линию политического развития страны. Ан нет. С одной стороны, говорим, что Россия выйдет из кризиса после того, как из него выйдут США и Запад. А с другой -- костерим тот же Запад и США.

Вынужден констатировать: сегодня в России политики нет вообще. Ни плохой, ни хорошей. Никакой.

Но ведь она должна быть. Должны быть у страны интересы, которые нестыдно произнести вслух, озвучив которые можно гордиться тем, что являешься гражданином России.

Рискну сформулировать политику Российской Федерации, ее интересы и цели, которые, думается, придутся по душе правым и левым, западникам и ура-патриотам. Для того чтобы сформулировать такую политику, следует обратиться к реальным достижениям России и тем особенностям русского образа жизни, русской культуры, русского подхода к познанию и созиданию, которые являлись залогом успеха России и ее граждан во всех областях знаний и бизнеса. К достижениям, которые очаровывали даже тех, кто Россию не любил (от маркиза де Кюстина до Черчилля).

Не может быть случайным, что именно русскоговорящие граждане стали самой успешной общиной за всю историю США, причем с колоссальным отрывом. Русский путь познания и созидания, где (в противоположность Японии) структура превалирует над деталями и (в противоположность Германии) сначала нечто начинает работать в результате самых простых действий из всех возможных (так сказать, "на коленке") и только потом наводится "лоск", является колоссальной нишей при создании прототипов, на которые можно брать патенты, а затем уже создавать производства по всему свету.

Такой подход особенно важен в растерявшемся во время кризиса мире, ищущем новые пути и идеи развития. Нужно глубоко продумать и обсудить, в чем самобытность российской культуры и образа жизни, в чем сильная сторона нашего пути познания и созидания, какие особенности российской традиции и менталитета представляют ценность для человечества. И сделать продвижение этих ценностей основой российской политики. Такая политика получит незамедлительный отклик.

"Рука Москвы", которая не угрожает, а созидает, -- вот образ российской политики, каким он должен и может быть. Распространение по всему свету доброго, созидательного начала России -- вот истинные российские интересы и цель российской политики, которую абсолютно реально превратить в явь. К вящему процветанию всех стран -- и в первую очередь народов самой России.

Юрий МАГАРШАК