|
|
N°124, 15 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Книга судеб
Израильского водителя автобуса обвинили в непредумышленном убийстве 24 россиян
Во вторник в окружном суде израильского города Беэр-Шева зачитали обвинительное заключение по делу об автомобильной катастрофе, случившейся в декабре прошлого года. Водитель туристического автобуса, упавшего в пропасть, 40-летний выходец из СССР Эдуард Гельфанд обвиняется в непредумышленном убийстве 24 человек и нанесении ущерба здоровью еще 27. Максимальный срок наказания -- двадцать лет тюрьмы, но израильские эксперты считают, что реально Гельфанд будет осужден на семь лет.
В обвинительном заключении констатируется, что причиной аварии стало безответственное поведение водителя на дороге. Самого Гельфанда арестовали в день катастрофы, но позднее отпустили на свободу под небольшой залог. На суде он не присутствовал, поэтому обвинения ему предъявили заочно.
Автобус, в котором находилась группа туроператоров из Петербурга, упал в пропасть 16 декабря 2008 года в 60 км от курортного города Эйлат. Россияне -- представители туристических компаний -- прилетели чартерным рейсом из Пулково в аэропорт Увда, расположенный в 30 км к северу от Эйлата, и до знаменитого курорта им оставалось всего полчаса пути по горному серпантину. Перевозили прибывших в двух автобусах, один из которых забрал с собой на дно пропасти 24 человеческие жизни.
Автобус буквально летел вниз все 70 м, задевая скалы, люди выпадали из него, их тела спасатели находили потом на всем пути падения машины. Следствием было установлено, что никто, кроме водителя, не был пристегнут ремнями безопасности. Пристегнутый водитель Эдуард Гельфанд отделался ушибами, и ему даже не понадобилась госпитализация.
По заключению экспертов, шофер совершал обгон на горной дороге на недопустимой скорости 98 км/ч и не сбросил ее перед крутым поворотом. Это подтвердила и расшифровка данных "черного ящика" автобуса.
На следующий день после этой самой страшной за все время существования Государства Израиль автокатастрофы министр транспорта Шауль Мофаз заявил, что, скорее всего, водители двух туристических автобусов, следовавших в Эйлат, устроили гонку. Израильская полиция поддержала эту версию, заявив, что дорога от аэропорта в Эйлат содержится в превосходном состоянии и налицо чисто человеческий фактор -- ошибка водителя.
Согласно показаниям очевидцев, водители двух автобусов, перевозивших российских гостей, повздорили из-за очередности прохождения КПП в аэропорту. И на пути от пропускного пункта до места аварии автобусы несколько раз обгоняли друг друга, создавая рискованные ситуации. Как раз при очередном обгоне автобус Гельфанда потерял управление. На допросе второй шофер опроверг эти обвинения, заявив, что ссоры на КПП и гонок не было. Гельфанд в свою очередь в ходе следствия заявил, что никаких соревнований между машинами не было, а на крутом вираже непристегнутый гид вылетел из сиденья на водителя, помешав ему вписаться в поворот. По версии израильских СМИ, причиной катастрофы могла стать книга, упавшая с верхней полки на голову водителя. Была версия и о пари между водителями автобуса, кто первый достигнет Эйлата.
В итоге ни этого солнечного города, ни родного пасмурного города на Неве больше не увидели 24 человека. Остальные 27 в тяжелом состоянии попали в госпитали Эйлата.
Израильская страховая компания до сих пор не выплатила компенсаций семьям погибших и пострадавших -- по закону это занимает не менее года. Минимальная сумма предстоящих выплат -- 200 тыс. долл., хотя речь может идти и о миллионе.
Александр ЛИБЕРМАН