|
|
N°123, 14 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вокзал на распутье
Историки призывают не ставить точку в спорах о переименовании
Спустя несколько дней после неудачной попытки президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина вернуть Ленинградскому вокзалу в Москве дореволюционное имя Николаевский восстанавливать историческую справедливость принялись историки. Сотрудники Института российской истории РАН провели исследование, по итогам которого пришли к выводу, что возвращение старейшему вокзалу страны его прежнего имени справедливо, заявил вчера на пресс-конференции заместитель директора института доктор исторических наук Владимир Лавров. Московские власти между тем не видят необходимости в переименовании вокзала в период кризиса и считают, что в подобного рода инициативах есть большой процент популизма.
Неожиданный отказ руководителей РЖД от переименования вокзала уже после громких заявлений г-на Якунина г-н Лавров склонен объяснять давлением сверху. «Понятно, что позицию РЖД мог изменить только телефонный звонок большого начальства», -- заявил историк, считающий, что доводы в пользу сохранения нынешнего названия сводились к «необходимости поддержания общественной стабильности и спокойствия для сохранения поддержки избирателей». «А последнее действительно лучше, чем политическая нестабильность, подобная украинской», -- отметил замдиректора Института российской истории. По мнению Владимира Лаврова, позиция российского руководства «по-своему ответственна и серьезна», но при этом «люди духовно и нравственно дезориентируются, перестают различать добро и зло». Историк отмечает, что «разумно не подмораживать мировоззренческое возрождение России». Сравнив нашу страну с кораблем, который нужно направлять вперед, Лавров предостерегает, что его нужно вести так, «чтобы не перевернуть, но не переставая двигаться».
Судя по заключению Института российской истории, осуществлять поступательное движение вперед г-н Лавров собирается путем переименования вокзалов. «Принимая во внимание исторические заслуги императора Николая Первого в основании железнодорожного дела в России и инициирование им строительства этого вокзала, Институт российской истории считает исторически справедливым возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский», -- говорится в заключении, которое зачитал Владимир Лавров, сообщивший «Времени новостей», что исследование по поводу переименования вокзала было проведено по заказу ОАО «РЖД». «Заявка на проведение исследования поступила к нам приблизительно в конце марта. В середине апреля мы его выслали в РЖД», -- отметил г-н Лавров. Примечательно, что текст заключения историков во многом совпадает с опубликованным в четверг сообщением пресс-службы ОАО «РЖД», в котором возвращение исконного названия вокзалу также связывалось со «значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала».
Напомним, что вопрос о переименовании Ленинградского вокзала встал на прошлой неделе. В четверг днем агентство Интерфакс опубликовало сообщение советника президента РЖД Александра Пиркова о том, что Владимир Якунин подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский. В пресс-службе ОАО «РЖД» «Времени новостей» тогда отметили, что инициатива г-на Якунина не спонтанная акция, а согласованное с московскими властями решение. Однако спустя несколько часов представители РЖД взяли свои слова обратно.
Но к обсуждению резонансной темы уже подключилась и Общественная палата. Выступавшая вчера на пресс-конференции зампредседателя комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова ОП РФ Елена Зелинская отметила, что в России «до сих пор нет выработанной системы по изменению исторических названий». Для этого, по словам Зелинской, необходимо создание специальной комиссии, куда входили бы общественные деятели, историки и представители руководства страны. «Мы подготовили письмо, в котором предлагаем создать такую комиссию. Необходимо, чтобы в стране была понятная практика на эту тему», -- сказала г-жа Зелинская, по мнению которой «все же нужно отделять историю от политики».
С тем, что возвращение исторических имен должно происходить вне политического поля, согласен и один из инициаторов возвращения исторического названия старейшему вокзалу Москвы, руководитель общественного движения «Возвращение» Юрий Бондаренко. «Наше движение сначала пыталось максимально уйти от какой-либо политики. Мы призываем наших оппонентов, население вспомнить, что каждое историческое название -- памятник культуры», -- сказал г-н Бондаренко.
«Мы сейчас находимся в абсурдной ситуации, в которую поставила нас история. И я не уверен, что переименование вокзала выведет нас из нее», -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» депутат Мосгордумы от партии «Яблоко» Евгений Бунимович, отметив, что «подобного рода темы» всегда возникают в преддверии выборов. «Вопрос с переименованием сродни вопросу о легализации проституции, о котором всегда есть что сказать, потому что этому вопросу две тысячи лет», -- считает г-н Бунимович.
В свою очередь в департаменте транспорта Москвы «Времени новостей» подтвердили, что документы на согласование смены вывески на Ленинградском вокзале через ведомство проходили. «И мы были не против... Я, конечно, не уверен, что это нужно делать в период кризиса, но если на перспективу, думаю, никаких проблем нет», -- сказал заместитель руководителя департамента Александр Кисько.
Вячеслав КОЗЛОВ