Несмотря на сближение позиции России и США по многим вопросам, между ними остались противоречия, касающиеся Грузии. Дипломатические отношения между Россией и Грузией были разорваны по инициативе Тбилиси сразу после вооруженного конфликта в августе 2008 года и последовавшего за ним признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. С января 2009 года роль посредника в отношениях между двумя странами официально выполняет Швейцария. Тем не менее в Грузии все чаще говорят о необходимости возобновления контактов с Россией. В начале этого года в республике создан Институт исследования России, который возглавил 43-летний Николоз Вашакидзе, до этого работавший заместителем секретаря Совета национальной безопасности (СНБ) и заместителем министра иностранных дел. В интервью «Времени новостей» г-н ВАШАКИДЗЕ, имеющий дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, рассказывает о деятельности своего учреждения.-- Вопрос изучения международной политики России, политических процессов в ней и отражения их на Грузию нуждается в серьезном аналитическом обеспечении. Отношения России и Грузии настолько сложны, что их и отношениями-то назвать невозможно. Однако есть ведь факторы многовековых связей, серьезных традиций дружбы, географической близости. Там, где возможно, необходимо прилагать усилия, чтобы выходить из тупика.
-- Возможна ли перезагрузка отношений России и Грузии?-- Я надеюсь не только на перезагрузку, а на существенное оздоровление. В стратегическом плане интересы России и Грузии в регионе совпадают. Наши государства обязаны сотрудничать и вести гармоничную политику. К сожалению, наследие недавнего прошлого создает препятствия.
Сейчас особо это не афишируется, но мы чувствуем сигналы: признание Абхазии и Южной Осетии многими в России рассматривается как ошибочный шаг. Тем не менее он был сделан. И отказаться от него на определенном историческом отрезке будет трудно. Но мы должны искать пути нормализации отношений.
-- Но как? Какие направления перспективны?-- Например, взаимный интерес представляет вопрос безопасности и стабильности на Кавказе. Учитывая роль Грузии в регионе, мы в ряде моментов -- естественный союзник России. И наоборот.
-- Президент США, находясь в Москве 6--8 июля, высказался в поддержку целостности Грузии...-- Что касается быстрого восстановления территориальной целостности Грузии, то здесь иллюзий быть не должно. Но возобновление военных действий не входит ни в чьи интересы. Это обнадеживает.
-- Россия не хочет говорить с президентом Михаилом Саакашвили, а его оппоненты уверяют, что, придя во власть, сумеют наладить связи с Москвой. Такое возможно?-- Элемент блефа всегда присутствует в борьбе за власть. Конечно, состояние отношений с Россией -- это выигрышная тема для внутренней политики Грузии. Но и оппозиция понимает: на деле это не такой легко решаемый вопрос.
-- Бывший посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили предложил отдать пост заместителя министра иностранных дел Грузии представителю оппозиции, чтобы тот вел переговоры с Россией...-- Г-н Кицмаришвили считает, что в ситуации, когда Россия заявила, что с Саакашвили и его командой дело иметь не будет, есть смысл выделить такие фигуры, которые будут представлять оппозицию или широкую общественность, чтобы они вели переговоры с Россией. Но с моей точки зрения, это противоречит логике государственности. Не представляю, как люди, не подчиняющиеся руководству Грузии, могут иметь высокую должность в МИДе и вести диалог с другим государством.
-- Работая в СНБ, вы курировали в начале 2000-х годов вывод российских военных из Грузии. Как складывались тогда отношения с Москвой?-- Я руководил экспертной группой на переговорах в рамках адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Разговор был сложным: мы стремились к тому, чтобы российские базы покинули нашу территорию, а россияне хотели свое военное присутствие сохранить. Нам удалось добиться вывода российских войск. Несмотря на длительные и напряженные переговоры, нам удавалось поддерживать с российскими партнерами нормальные рабочие и человеческие отношения.
-- 31 июля должна была обнародовать итоги своей работы комиссия Евросоюза, изучающая причины августовского вооруженного конфликта. Но ее работа продлена до конца сентября. И все-таки каких выводов вы ожидаете?-- Эта комиссия меньше внимания уделяет глубинным, историческим причинам происшедшего, концентрируясь на том временном промежутке, когда произошла война. Это принципиально неверно. События августа 2008-го -- они продолжение тех процессов, которые начались более 15 лет назад.