|
|
N°123, 14 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безбашенный Петербург
Из-за "Газпрома" северную столицу могут исключить из списков исторически ценных городов
Возведение «Охта-центра», самого высокого здания в Петербурге и будущего офиса "Газпрома", может стать причиной исключения города на Неве из охранных списков Комитета всемирного наследия (КВН) при ЮНЕСКО, как это только что произошло с Дрезденом. Исторический центр Дрездена был исключен из списков из-за намерения городских властей построить мост через Эльбу. Мост должен связать новые индустриальные районы Дрездена с остальной частью города. Его строительство нарушит природно-архитектурный ансамбль и закроет панораму старого города, считают в ЮНЕСКО.
На прошедшем в Союзе архитекторов Санкт-Петербурга публичном обсуждении предполагаемой «стройки века» был озвучен официальный доклад миссии Международного совета по вопросам памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) и ЮНЕСКО. Миссия приезжала в Петербург в мае этого года для инспекции исполнения рекомендаций Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО. Уже не первый год основным пунктом, который беспокоит ЮНЕСКО, является предполагаемое строительство на правом берегу Невы практически напротив Смольного собора небоскреба высотой почти 400 метров. И в последнем докладе, сделанном накануне 33-й сессии КВН, проходившей недавно в Севилье, вопрос возведения башни "Газпрома" стал ключевым. В частности, в докладе говорится, что параметры этого объекта противоречат характеристикам Санкт-Петербурга, подлинности и целостности объекта из списка Всемирного наследия, что башня диссонирует с ландшафтом, разрушает «небесную линию» Петербурга. Более того, авторы доклада считают, что строительство башни создает опасный прецедент, когда отклонение от предельных высотных параметров разрешается делать отдельным застройщикам вопреки действующему федеральному законодательству и вопреки международным требованиям. Которые в соответствии с российским законодательством являются приоритетными к исполнению на территории России.
В официальном решении Комитета всемирного наследия содержится требование приостановить работы по сооружению "Охта-центра", изменить его дизайн, а все новые предложения вместе с независимым анализом оценки на его окружение представить на рассмотрение комитета к следующему году. Если эти решения не будут исполнены, комитет будет решать вопрос об исключении Санкт-Петербурга из охранных списков.
Как отметили все выступавшие на публичном обсуждении в петербургском отделении Союза архитекторов, в последнее время руководство "Газпрома" предприняло колоссальные усилия по массированной агитации за свой проект среди петербуржцев. На выставке, открытой в здании администрации Красногвардейского района Петербурга (объект находится на его территории), представлены компьютерные картинки, которыми авторы стройки пытаются доказать, что 400-метровая башня не окажет никакого влияния на визуальное восприятие петербургских ландшафтов. Кроме того, в многочисленных публикациях в самых массовых питерских изданиях сторонники строительства педалируют мысль о том, что эта стройка -- дело частной компании, что никаких бюджетных средств на нее город не потратит, что «газоскреб», как его окрестили питерцы, принесет только пользу городу и Красногвардейскому району в частности. Например, для обслуживания этого сооружения будет создано почти 50 тыс. рабочих мест. Как уверяют агитаторы «газоскреба», его возведение не ухудшит и транспортную ситуацию.
Но выступившие на слушаниях специалисты в области охраны памятников, архитекторы, представители общественных организаций, протестующих против стройки, доказывали, что все эти аргументы не имеют под собой серьезных оснований. Александр Карпов, председатель ИКОМОС в Санкт-Петербурге, напомнил, что согласно принятым в северной столице правилам застройки и землепользования (ПЗЗ) на этой территории не может быть сооружено здание выше 100 метров. И хотя в законе есть пункт, который оговаривает условия отклонения от указанных параметров, «газоскреб» все равно не имеет права на эти самые отклонения. Потому что, как сказано в законе, «для отклонения от предельных параметров при строительстве зданий или сооружений застройщик, собственник или правообладатель земельного участка должен подать заявку в комиссию по ПЗЗ, в заявке он должен доказать, что принадлежащий ему участок имеет неблагоприятные свойства, которые не позволяют построить здания с теми параметрами, которые предусмотрены ПЗЗ». ОАО «Охта» не может подать такую заявку по двум причинам: невозможно придумать такие неблагоприятные свойства участка, которые не позволяли бы строить низкое здание, а позволили бы построить небоскреб. Эта статья ПЗЗ придумана для участков на склонах холмов, там, где есть эрозия почв, для участков, которые попадают в санитарную зону предприятий. Вторая причина -- заявка на изменение параметров подается в отношении конкретного участка. Земельный участок для строительства до сих пор не сформирован. То есть нет предмета обсуждения.
Пока формально отсутствует даже сам объект обсуждения -- до сих пор нет окончательного проекта будущей башни. Есть лишь красивые картинки и, как уверяет руководство "Газпрома", десятки тысяч выполненных чертежей, но проект пока не проходит никаких официальных процедур, в частности госэкспертизы.
Кроме того, согласно закону о границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования в границах указанных зон, который вступил в силу в конце 2008 года, для этой территории вновь сооружаемые объекты не должны быть видны с открытых городских пространств. Это ставит под вопрос строительство на этой территории даже здания высотой 100 метров. Потому что по официально сделанным предварительным замерам башня "Охта-центра" будет видна практически со всех значимых точек исторического центра, она будет маячить на всех исторических панорамах, ради которых в Петербург и приезжают миллионы туристов со всего мира.
Несостоятельными защитники исторического центра Санкт-Петербурга считают и остальные аргументы «Газпрома» в пользу строительства. Да, городские власти официально объявили о своем выходе из проекта. Но, как сказал на слушаниях политолог, член бюро партии «Яблоко» Борис Вишневский, простые подсчеты показывают, что "скидка" по налогам, которую петербургское законодательство предоставило "Газпрому", как раз и составит стоимость строительства «Охта-центра», то есть почти 60 млрд рублей.
Об этом говорят и официальные данные, представленные самим «Газпромом». Конечно, если их подвергнуть анализу. Например, площадь здания башни -- 21 тыс. кв. метров, а суммарная полезная площадь, которую декларируют авторы постройки, составляет всего 80 тыс. кв. метров. Спрашивается, зачем строить 81 этаж, когда это количество площадей можно распределить в пределах 16 этажей? К тому же всего 18% площадей в этом здании будет занято офисами "Газпрома", остальное предполагается сдавать по коммерческим ценам. «Тогда все становится ясно, -- сказал на обсуждении Дмитрий Бутырин, архитектор, председатель комиссии по архитектурному наследию Петербурга, -- это еще одна труба, на которой "Газпром" собирается зарабатывать деньги. У этой башни только две движущие силы -- непомерные амбиции и коммерческая выгода».
Тяжелейшая ситуация сложится и на транспортных магистралях, прилегающих к будущему «Охта-центру», утверждают эксперты. Мост Петра Великого, находящийся рядом со строительством, уже исчерпал пропускную способность, здесь в час пик образуются огромные пробки. Где будут маневрировать десятки тысяч машин сотрудников будущего делового центра, неизвестно -- ни нового моста, ни новых автомобильных дорог в этом месте строить не предполагается. При этом, по самым приблизительным подсчетам, для сотрудников будущего «газоскреба» потребуется от 8 до 10 тыс. новых парковочных мест. Три тысячи мест для парковки планируется построить внутри башни, а остальные авто, видимо, рассредоточатся по окрестным дворам и улицам.
"Вся эта кампания, агитирующая за строительство башни "Газпрома", разрастается у нас на глазах только по одной причине -- те, кто ее проводит, чувствуют полную поддержку сверху, -- считает Александр Марголис, сопредседатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). -- Мы неоднократно обращались и к Владимиру Путину, и к Дмитрию Медведеву. Путин только однажды сказал на вопросы о строительстве башни: "Это не мой вопрос". Слышать это из уст квалифицированного юриста очень странно: президент, а сейчас премьер-министр не может не знать, что в конце 80-х годов именно советское государство обратилось в ЮНЕСКО с просьбой на включение Петербурга в списки Всемирного наследия. И нам дали положительный ответ, потому что правительство СССР подписало Конвенцию о сохранении наследия и государство взяло на себя соответствующие обязательства".
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург