Время новостей
     N°123, 14 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2009
Артек-факты и аргументы
Завершился 17-й Международный фестиваль детского и молодежного кино
«Артек» не принадлежит к узкому кругу российской фестивальной «элиты», претендующей на роль законодателя мод в отечественном кинематографе. При этом он почти ровесник сочинскому «Кинотавру» и выборгскому «Окну в Европу», что говорит как минимум о том, что фестиваль выжил, востребован и грядущее совершеннолетие, несмотря на все кризисные обстоятельства, надеется встретить в добром здравии и расположении духа.

Год назад «Артек» испытал потребность в модернизации и «повзрослел»: разделил единую программу на развлекательно-безобидную детскую и молодежную, не чуждую резких жестов и радикальных решений разного рода. Судить последнюю он поручил профессиональному жюри, без услуг которого прежде обходился, раздавая призы по итогам общего голосования артековцев и гордясь тем, что его детское жюри -- весь лагерь -- самое большое в мире и в этом качестве может претендовать на строчку у Гиннесса. В перспективе вторая программа собиралась даже вырасти в «молодежную кинопремию», но эта перспектива оказалась долгосрочной, так как нынешним летом «Артек» дал задний ход и ограничился детским форматом. При этом взрослое жюри он не просто оставил в неприкосновенности, но позволил его штату разрастись до невероятных размеров: Леонид Якубович, Гоша Куценко, Ольга Прокофьева, Александр Леньков, Марат Башаров, Игорь Верник, Виктория Исакова и еще десяток известных и не очень имен -- на каждый фильм конкурсной программы приходилось по одному члену жюри, в чем, согласитесь, есть некоторая чрезмерность.

Из других нововведений отмечу президентский пост -- его заняла Екатерина Стриженова, и теперь она вместе с генеральным продюсером Викторией Лукиной олицетворяет женскую ветвь власти, противовесом которой выступает твердая мужская рука хозяина лагеря и его гендиректора Бориса Новожилова. На церемонии закрытия госпожа Стриженова, артековка тридцатилетней давности, а теперь одно из лиц «Первого канала», больше всех радовалась волшебному триумфу включенного в конкурс телемувика «Привет, киндер!», этим каналом произведенного. По всем статьям скромная мелодрама для разового воскресного показа о девчонке из провинциального городка, которая задумалась про жизнь и стала что-то про нее понимать, только повстречавшись в Москве с единоутробным шестилетним братом, судя по официальным фестивальным результатам, тронула сотни детских и два десятка взрослых сердец. Дети назвали «Киндера» «самым-самым фильмом», а судьи-профи расщедрились на спецприз и две актерские награды -- Светлане Ивановой за лучшую женскую роль и Сереже Медведеву за лучшую мальчиковую. Довольно забавно, что на конкурсном повороте резвый «Киндер» обошел таких серьезных конкурентов, как американский оскароносный мультфильм «ВАЛЛ-И», но право гадать, почему так случилось, и радоваться за Адама Сэндлера, объявленного «Артеком» лучшим актером за роль в голливудских «Сказках на ночь», я бы предоставил кому-нибудь другому.

Для меня же главная ценность «Артека» заключается в его традиционных «мастерских» -- так здесь зовут встречи артековцев с участниками фестиваля, представительствующими от разных кинопрофессий. На этих встречах осуществляется та самая обратная связь с залом, которой наше кино лишено, как бы ни хотелось его идеологам думать иначе и считать себя знатоками аудитории. Собственно, дети возрастной артековской группы и есть главные потребители, а значит, и заказчики зрелищ, заполняющих экраны (если учесть, что некоторые фанаты артековского отдыха, как рассказал мне один из вожатых, подделывают документы и скрывают свое уже наступившее восемнадцатилетие -- лишь бы попасть в лагерь на гурзуфском взморье).

В этом году Марат Башаров, Виктория Исакова и Александр Леньков разговаривали с артековцами об актерском ремесле, художник Марина Курчевская придумывала вместе с ними волшебные костюмы, продюсер Галина Мельник приглашала их обсудить проблемы костюмного исторического кино, мультипликаторы Иван Максимов и Михаил Алдашин вовлекали их в съемку клипов. Вашему покорному слуге довелось участвовать в разговоре, темой которого были обозначены кинокритика и киножурналистика. Но сам разговор пошел и сложился таким образом, что заявленная тема отошла на второй и даже на общий план, а в результате получился эскизный портрет поколения, которое выбирает не совсем то, что мы думаем. Конечно, на встречу в артековский класс пришли дети, имеющие к кино повышенный интерес, но при этом вовсе не специально обученные и насмотренные киноманы. И не только столичные штучки, не одни лишь москвичи, петербуржцы, минчане, но и мальчик из Херсона и девочка из Могилева, где сто тысяч человек живут без единого кинотеатра: открыли было один новый и дорогой, но он быстро прогорел -- оказался людям не по карману. В общем, обычные, в меру искушенные ребята, а продвинутый пятнадцатилетний парень, изничтоживший репертуарную политику киевских кинотеатров и посетовавший на нехватку философского кино в духе Феллини, Тарковского и «Полета над гнездом кукушки», был все же единственным на сорок человек, так что брать его за типический образец не следует. Однако и другие говорили не вполне ожидаемые вещи.

Например, что бесконечные комедии в духе лучезарного идиотизма и мелодрамы с карамельным финалом им порядком надоели. Или что потуги на компьютерные эффекты смешны и раздражают, так что пусть уж лучше их совсем не будет, чем делать их на коленке за три копейки силами неквалифицированных изготовителей: аттракционов им хватает в парках развлечений, да и вообще ими сыт не будешь. Они недоумевают, когда с ними заигрывают таким способом, как в конкурсном белорусском фильме «Новый год в июле», где Дед Мороз вооружен почему-то компьютером. Их не устраивает реклама, выставляющая напоказ все лучшее в фильме, так что просмотр самого фильма в лучшем случае ничего не добавляет, а в худшем -- обманывает ожидание. Среди приманок фильма икс им важнее всего жанр -- он в первую очередь влияет на решение идти или нет. Из старого советского кино, и это ожидаемо, они выбирают Гайдая, из российских фильмов двух последних десятилетий -- обоих «Братьев» и «Бумер», из актеров нового призыва -- Константина Хабенского и Сергея Безрукова, конкурирующих за девичьи сердца с Джонни Деппом и Брэдом Питтом. Они без особого вожделения ждут нового «Гарри Поттера», потому что книжку уже прочли, Хогвартс и его дела уже не так «вставляют», да и Дэниел Рэдклиф староват для мальчика-волшебника. Что касается критики и журналистики, заявленных в качестве темы разговора, то эти ребята чтением не брезгуют -- в ознакомительном режиме: перед тем как отправиться в кино, заходят на порталы. Так что если эта заметка и попадется им на глаза, то лишь в сетевом виде.

Дмитрий САВЕЛЬЕВ
//  читайте тему  //  Кино