|
|
N°124, 15 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Однопроцентная реформа
Преобразования в армии идут на фоне дефицита финансирования
Как у всякого процесса государственного масштаба, у проводимой сейчас военной реформы есть "генеральная линия" (переход от четырехуровневого принципа командования к трехуровневому, от дивизий к бригадам, глобальное сокращение количества офицеров), а есть некие ответвления, вписывающиеся в рамки задуманного. Без этих частностей невозможно главное. Сегодня мы представляем обзор таких «боковых» событий, случившихся в последнее время.
Командование специального назначения (КСпН), входящее в ВВС России и отвечающее за противовоздушную оборону столицы, переименовано в Объединенное стратегическое командование воздушно-космической обороны (ОСК ВКО). Управление нового формирования будет выведено из столицы в подмосковную Балашиху, где раньше базировался штаб 1-го корпуса ПВО.
Напомним, КСпН было образовано в 2002 году на базе Московского округа ПВО. В связи с новыми вызовами и угрозами, а главное -- в рамках мероприятий по формированию нового облика вооруженных сил, прежнее название перестало соответствовать предназначению и задачам объединения. Переименование КСпН в ОСК ВКО не значит, что новая структура будет переподчинена. Как и прежде, объединение подчиняется ВВС, но будет находиться под общим руководством Генерального штаба. Формирование ОСК ВКО должно завершиться до конца 2009 года.
Под единое стратегическое командование будут переданы все основные силы противовоздушной, ракетно-космической и в целом воздушно-космической обороны. Основу составят соединения и части авиации и ПВО Военно-воздушных сил и войск ракетно-космической обороны из состава Космических войск. Для поражения средств воздушно-космического нападения (СВКН) противника система ПВО будет иметь возможности борьбы с гиперзвуковыми целями и крылатыми ракетами.
ОСК ВКО контролирует воздушное пространство над Центральным промышленным районом России и прикрывает 140 объектов государственного управления, промышленности и энергетики, транспортных коммуникаций, атомные электростанции. Оно обеспечивает безопасность почти трети населения страны на территории почти в 1,3 млн кв. км (по площади -- Франция, Испания и Италия, вместе взятые). Силы и средства ОСК ВКО в военное время позволяют поразить до 500 средств воздушно-космического нападения, в том числе и крылатые ракеты, на всех высотах.
Создано новое командование ВВС и ПВО со штабом в Ростове-на-Дону. В его состав войдут части и соединения расформировываемых 4-й и 5-й армий ВВС и ПВО. Штаб 5-й армии, прикрывавшей южное направление, находился в Екатеринбурге, штаб 4-й армии, защищавшей северокавказское направление, -- в Ростове-на-Дону. На базе входивших в состав этих двух армий ВВС и ПВО частей и соединений будут сформированы бригады ПВО и авиационные базы.
Еще одна крупная организационная перемена -- на базе Каспийской флотилии создается Морское оперативное командование (МОК). Оно затем войдет в состав Черноморского флота. Объединение всех частей береговых войск в регионе Черного, Каспийского и Азовского морей началось в январе этого года. Создание МОК продолжится в течение двух лет.
Основная цель формирования нового объединения -- концентрация подразделений береговых войск, боевых кораблей и судов обеспечения в черноморско-каспийском регионе России, возможность маневрировать ими в особый период (проще говоря, во время войн), улучшение тылового обеспечения, эксплуатации и ремонта вооружения. При реформировании флотилии планируется втрое сократить структуры управления и тылового обеспечения, расформировать 77-ю бригаду морской пехоты, вывести из боевого состава корабли, выработавшие ресурс.
Перемены затронут личные судьбы многих военнослужащих. В частности, упраздняется институт прикомандирования военнослужащих к военным судам, прохождения службы военными в аппаратах судов, привлечения их для обеспечения деятельности военных судов и судебных органов. Военнослужащие, назначенные судьями военного суда или военной коллегии, имеют право либо на увольнение с военной службы, либо на ее приостановление. При этом они могут продолжать замещать государственные должности в военных судах или военной коллегии.
Министерство обороны намерено сократить количество офицерских должностей в воспитательных структурах, особенно в управленческом звене. На гражданские должности переводится большая часть специалистов-психологов, начальников Домов офицеров, военных журналистов. Однако статус заместителей главнокомандующих, командующих и командиров по воспитательной работе, а также вертикаль -- от вида и рода войск до батальона, роты -- будут сохранены.
Сильно изменится структура военных СМИ, но о ликвидации органов информационного обеспечения армии речь не идет. Вместо служб информации и общественных связей планируется ввести должность пресс-секретаря главкома вида вооруженных сил и командующего рода войск. Решение об упразднении пресс-служб может быть объявлено в сентябре 2009 года. Однако в военных округах и на флотах пресс-службы планируется сохранить.
В формируемых бригадах будут развернуты редакции газет, закуплены новые стационарные типографии. Создадут штатные телерадиостудии при управлениях всех военных округов и флотов. В перспективе в каждом подразделении будут развернуты абонентские пункты сети Интернет.
Продолжится реформирование тыла вооруженных сил. В начале июля министр обороны Анатолий Сердюков подписал приказ об образовании открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ). Это новое ОАО вошло в холдинг "Оборонстрой", который в свою очередь является одним из структурных подразделений компании "Оборонсервис". ГУОВ имеет десять филиалов в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других городах.
В рамках реформы Министерство обороны разработало ведомственную целевую программу по развитию испытательной базы в вооруженных силах РФ на 2009--2011 годы. На это выделено около 8 млрд руб. Основная их часть пойдет на содержание испытательных комплексов и полигонов, закупку новых образцов вооружения и военной техники. Прежде всего для испытательного центра Ракетных войск стратегического назначения, который сегодня снабжается по отдельному плану.
Столь масштабное реформирование вооруженных сил должно сопровождаться контролем со стороны общества. Это требование особенно настойчиво звучит в устах главы комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александра Каньшина. По его мнению, такому контролю может способствовать участие в работе военных советов разного уровня глав регионов, парламентариев и членов Общественной палаты. Г-н Каньшин выступает за создание при Верховном главнокомандующем еще одного военного совета на правах совещательного органа. В состав такого военного совета могут войти члены Совета безопасности России, главкомы видов вооруженных сил, командующие родами войск, войсками военных округов (флотов), представители органов управления других силовых структур.
Президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев предлагает поднять роль федерального правительства страны в преобразовании армии -- в частности, создать в составе кабинета министров управление по оборонным вопросам. Оно могло бы координировать действия всех силовых ведомств. Это помогло бы ликвидировать возникшие несоответствия: во внутренних войсках прапорщики и мичманы есть, а в вооруженных силах уже нет; офицеры одних силовых ведомств имеют денежное содержание в 1,5--2 раза больше, чем в других. "Пока эти предложения не находят должного понимания и поддержки", -- сетует генерал армии.
Сетуют и действующие военные: масштабы задач реформирования грандиозны, а средства под них выделять не торопятся. В войска Сибирского военного округа, например, поступило «чуть более 1% средств от расчетных для реализации мероприятий по формированию «нового облика» российской армии». Об этом на днях заявил главный военный прокурор Сергей Фридинский.
Между тем наступила активная фаза мероприятий по формированию нового облика российской армии. Сегодня организационно-кадровые решения затрагивают уже десятки тысяч военнослужащих и гражданских лиц, связанных с вооруженными силами.
Николай ПОРОСКОВ