|
|
N°122, 13 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С видом на море
На Байкале началось строительство особой туристической зоны
Первый камень, заложенный в фундамент маяка -- символа особой туристической зоны «Байкальская гавань», напоминал порезанный на куски торт из мрамора. Высокие гости, среди которых был вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, сдвинули эти "куски" вместе, и строительство зоны было объявлено открытым. «Максимум через 60 дней сюда приедут первые экскаваторы, и начнется реальное строительство», -- заявил глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ») Андрей Алпатов.
Зона появится в одном из красивейших уголков России, на берегу уникального озера Байкал. По мнению некоторых ученых, Байкал -- это будущее море. По крайней мере это единственное в мире озеро, которое не высыхает, а, наоборот, увеличивается в размерах с каждым годом. Но увидеть это чудо могут пока далеко не все россияне, особенно те, кто не привык к походным условиям и скромным турбазам. Через два года, когда заработает «Байкальская гавань», туристы смогут выбирать уровень комфорта -- от кемпинга до пятизвездочного отеля, а счет возможным развлечениям пойдет на десятки. Здесь можно будет загорать и рыбачить, кататься на горных лыжах и поправлять здоровье при помощи восточной медицины.
Символично, что именно Алексей Кудрин принимал участие в этом торжественном мероприятии. Ведь именно его ведомство на протяжении нескольких лет выступало против принятия закона об особых зонах, так что в результате понадобилось даже личное вмешательство тогдашнего президента Владимира Путина. Однако теперь г-н Кудрин изменил свою точку зрения. «Сейчас я оцениваю работу зон как успешную», -- сказал вице-премьер на торжественной церемонии. Более того, он призвал все регионы создавать собственные зоны по федеральному образцу. Тем более главное для инвестора, убежден министр финансов, не налоговые льготы, а благоприятные условия для развития бизнеса. «Сегодня даже китайские зоны снижают льготы, этого требуют мировые условия, в том числе режимы Всемирной торговой организации», -- рассказал он.
При этом, отвечая на вопрос, почему было урезано финансирование ОЭЗ в 2009 году с 16 млрд до 8 млрд руб., министр финансов пояснил, что оптимизация в условиях кризиса была необходима. Но, по его словам, сокращение финансирования было таким, чтобы процесс создания зон не прекратился. Так, на создание инфраструктуры в «Байкальской гавани» из федерального бюджета выделено 2 млрд руб. Еще 6 млрд должны вложить частные инвесторы. На настоящий момент в зоне «Байкальская гавань» уже зарегистрированы три резидента с заявленным объемом инвестиций 3,4 млрд рублей.
Кроме того, государство предоставило международный статус аэропорту Улан-Удэ и построило за счет средств федеральной целевой программы дорогу до зоны. На нее уже выделено 3 млрд и будет потрачено еще 2 млрд рублей.
Среднемировой показатель доли туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта, по оценкам Всемирной туристской организации при ООН, составляет 10,4%. Некоторые страны добились гораздо более выдающихся результатов. Так, в Хорватии этот показатель достиг 19%, в Испании -- 18,2%, в Австрии -- 15%. В России же туристическая отрасль приносит менее 2% ВВП. Поэтому, убежден глава «РосОЭЗ» Андрей Алпатов, начало строительства зоны на Байкале является очень важным шагом для развития туризма в целом.
Причем решение строить особую турзону именно здесь далось совсем непросто. Уже после того, как Бурятия стала одним из семи победителей в конкурсе, выяснилось, по образному выражению президента республики Вячеслава Наговицына, что «здесь нельзя и лопату воткнуть». При этом, убежден он, дикий туризм наносит гораздо больший вред экологии уникального озера, чем строительство. Зона будет возведена на пяти участках, предлагающих максимальное разнообразие возможностей для туристов: Турка (рыбачья деревня, порт и разводной мост, отели), Пески (парк развлечений, юртовый поселок, караванинг, спа-комплекс, восточные сады), гора Бычья (горнолыжная трасса), бухта Безымянная (восточная медицина и гостиничный комплекс), Горячинск (молодежный лагерь и уникальные горячие источники). Всего «Байкальская гавань» займет береговую линию протяженностью 94 км. Кроме того, в Турке установлены легендарные глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2». Их также смогут посмотреть отдыхающие. «РосОЭЗ» взяло на себя обязательства завершить строительство зоны к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Республика будет отмечать эту дату в июле 2011 года.
Нельзя не отметить, что одним из серьезных препятствий для посещения озера Байкал является дорогой авиаперелет -- авиабилет из Центральной России будет стоить порядка 20--30 тыс. руб. Но Алексей Кудрин заявил, что специальных режимов субсидий для снижения стоимости авиаперелетов в Улан-Удэ для будущих туристов ОЭЗ не предполагается. По его мнению, спрос на услуги зоны и так будет достаточным. «Граждан будет больше, чем зона сможет принять», -- убежден он.
Вера СИТНИНА, Улан-Удэ -- озеро Байкал