Вокруг американского Центрального разведывательного управления (ЦРУ) разгорелся новый скандал. Повод для него подал сам нынешний глава шпионского ведомства 71-летний Леон Панетта
(на снимке). Общественности стало известно, что только в начале июня, то есть на пятом месяце своего пребывания в этой должности, он был проинформирован подчиненными о существовании секретной программы электронного слежения. Она была принята еще при президентстве Джорджа Буша для борьбы с терроризмом. Но о ее существовании не знал даже конгресс, осуществляющий надзор за деятельностью разведчиков. Подробности программы неизвестны, но есть предположения, что в ходе более изощренной, чем обычно, слежки за людьми и организациями могли нарушаться права человека.
Директор ЦРУ, по слухам, узнав о секретной даже для него программе, пришел в ярость. Он немедленно прикрыл программу и приказал провести внутреннее расследование. Теперь стало известно, что еще 24 июня он отправился на Капитолийский холм, где доложил конгрессменам об этой истории в профильных комитетах сената и палаты представителей. Он пояснил, что не исключает утаивания прежним руководством ЦРУ иной информации от законодателей.
Все это происходило за закрытыми дверями, и до прессы искры потенциального пожара не долетали. Но на днях появилось открытое письмо шестерых законодателей-демократов, решивших предать эту историю огласке. Член комитета по разведке палаты представителей Джэйн Шаковски заявила, что речь идет об «очень и очень серьезной программе, заслуживающей самого серьезного обсуждения». По ее словам, пришло время напомнить «избалованным прежней администрацией» разведчикам о прерогативах законодателей: «Много раз я ощущала их (представителей ЦРУ. --
Ред.) нежелание прийти в конгресс и дать ответы на наши вопросы». Узнав о программе, «весь комитет (по разведке. --
Ред.) был ошеломлен», добавляет ее коллега конгрессмен Анна Эшу.
Откровения Леона Панетты с последующим «письмом шестерых» мало-помалу становятся предметом партийного противостояния между республиканцами и демократами. По мнению первых, разоблачения «непропорционально раздуты» и имеют целью помочь оппонентам протащить свою поправку к бюджету ЦРУ на 2010 финансовый год. Поправка предполагает, чтобы аудитория регулярных брифингов представителей разведсообщества на Капитолии не ограничивалась только высшим руководством сената и палаты представителей -- всего восемь человек, а была расширена за счет членов комитетов по разведке. Республиканцы усматривают в этой истории попытку придать больше веса громким заявлениям спикера палаты представителей Нэнси Пелоси, поведавшей, что не была поставлена в известность о применяемых в ЦРУ «жестких допросах» лиц, подозреваемых в террористической деятельности, включая имитацию их утопления.
Конгрессмен-республиканец Майк Роджерс говорит, что демократы «затевают политический театр». Лидер республиканского меньшинства в палате представителей Джон Бонер добавил к этому: «Я нахожусь в тесном рабочем контакте с профессионалами разведки, а они именно профессионалы. Я не верю, что ЦРУ лгало конгрессу. Я все жду, когда спикер Пелоси либо предоставит факты, либо отзовет свое заявление (о допросах, про которые она не знала) и извинится».
Демократы выдвигают идею создания «комиссии с особыми полномочиями» или «какого-то иного» органа дознания. Эта инстанция должна расследовать «противозаконную практику в деятельности разведки». Аргументом в поддержку их инициатив могут стать выводы доклада генеральных инспекторов пяти разведывательных агентств об эффективности антитеррористической программы, включая об оперативном наблюдении и прослушке. Программу приняла администрация Джорджа Буша вскоре после
терактов 11 сентября 2001 года.
В минувшие выходные часть доклада была обнародована. В нем сказано, что пользы от программы, окутанной завесой «беспрецедентной секретности», оказалось куда меньше, чем рассчитывали, и роль ее «весьма ограничена». Эту программу якобы тоже долго утаивали от конгресса. Причем сделано это было по решению высшего руководства страны, при «особой настойчивости и активности» тогдашнего вице-президента Дика Чейни.
Выводы инспекторов вчера получили публичную отповедь от предыдущего директора ЦРУ Майкла Хайдена. Он отверг постулаты их доклада, в особенности ту его часть, где говорится о «тактике утаивания» разведчиками своих действий от конгресса. Хайден настаивает, что ключевые члены конгресса «всегда и по всем пунктам нашей деятельности были полностью осведомлены».
Однако конгресс нацелен на серьезное расследование. Тогда в США неминуемо встанет вопрос об ответственности перед законом прежнего руководства страны, прежде всего тех, кто отвечал за деятельность «рыцарей плаща и кинжала». Новое расследование антитеррористической практики ЦРУ имеет все шансы встать в один ряд со знаменитыми расследованиями второй половины 1970-х годов -- «комиссией Пайка» (палата представителей) и «комиссией Черча» (сенат). Ведь это по результатам их работы для ЦРУ и был введен запрет на деятельность внутри страны и созданы комитеты по надзору за деятельностью этого ведомства: в мае 1976 года такой комитет появился в сенате, а через год -- в палате представителей.