|
|
N°126, 17 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пенсионеров больше, чем школьников
Британских стариков не выгонят с работы
Правительство Великобритании намерено отменить практику принудительного увольнения пожилых людей. Власти обратились к экспертам с просьбой детально проанализировать возможность снятия верхнего возрастного предела для трудящихся.
По нынешнему закону достигшего пенсионного возраста работника можно отправить на заслуженный отдых без его согласия. Теперь правительство лейбористов хочет лишить администрацию права на увольнение сотрудника, если он сам не выражает такого желания. Это означает, что человек сам будет решать, когда ему закончить трудовую деятельность.
«Правительство делает все для того, чтобы люди могли в полной мере использовать возможности, возникшие благодаря удлинению продолжительности жизни в Великобритании», -- пояснил «Времени новостей» пресс-секретарь министерства труда и пенсий Майкл Данкан. По данным ООН, в среднем в Великобритании мужчины доживают до 77 лет, женщины -- до 82. Наш собеседник пояснил, что после фундаментальной реформы пенсионная система «позволяет позже уходить на покой и, таким образом, накапливать более значительные средства к пожилому возрасту, кроме того, принят целый ряд законов, запрещающих любую дискриминацию по отношению к пожилым людям».
Собеседник «ВН» подчеркнул, что властям приходится учитывать демографическую ситуацию -- ныне в Великобритании «больше пенсионеров, чем школьников, и это соотношение будет увеличиваться». И это побуждает правительство снять ограничения на продолжительность трудовой деятельности: «Нам кажется, что это удобно не только для тех, кто может и готов продолжать трудиться, но и для бизнеса, который в будущем станет испытывать нехватку квалифицированных кадров». Ныне британские мужчины уходят на пенсию в 65 лет, женщины -- в 60. Уже принят закон, по которому после 2020 года женщины сравняются с мужчинами, а с 2046 года все будут уходить на заслуженный отдых с 68 лет.
Правительство собиралось заняться пересмотром условий выхода на пенсию в 2011 году, но быстрое изменение демографического баланса побудило его ускорить этот процесс. Директор влиятельной общественной организации «Помощь пожилым» Майкл Митчелл сказал в интервью «ВН», что считает недостаточным одно лишь обсуждение проблемы: «Необходимо немедленно прекратить несправедливую практику увольнения людей по достижении ими определенного возраста. По нашим данным, есть немало людей, готовых продолжать работу после 65 лет. Некоторые хотят улучшить свое благосостояние, но есть немало тех, кто любит свою работу и не видит необходимости покидать ее лишь в связи с достижением определенного возраста. Кстати, в марте нынешнего года Европейский суд по правам человека обязал Великобританию отказаться от практики принудительных увольнений».
Премьер-министр Гордон Браун полагает, что «разрешая людям продолжать работу после достижения пенсионного возраста, мы избавляемся от негативного отношения к пожилым гражданам и создаем базу для дальнейшего экономического процветания». Однако официальный представитель британской палаты бизнеса назвал эту инициативу «разочаровывающей». В беседе с «ВН» он заметил, что «наличие определенного возрастного рубежа выгодно и сотрудникам, и работодателям: первые получают возможность загодя планировать свое будущее, а вторые -- заботиться об оптимальном подборе кадров».
При этом опросы показывают, что подавляющее большинство достигших пенсионного возраста с удовольствием отправится на заслуженный отдых, даже если их старость не будет обеспеченной. Лишь 1,3 млн пенсионеров выражают желание продолжать работу.
Британская газета «Дейли телеграф» предположила, что неожиданная попытка властей снять возрастные ограничения для работающих пожилых людей связана с катастрофическим ростом дыр в бюджете страны. Если не принять кардинальных мер, очень скоро дефицит средств на содержание стариков возрастет до 6 млрд фунтов, которые неоткуда будет брать. Газета сообщает, что для решения проблемы в недрах минфина обсуждается вопрос о введении налога в 12 тыс. фунтов на наследуемое имущество.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон