|
|
N°121, 10 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На Октябрьской переворот
Старейшему вокзалу Москвы пытаются вернуть историческое название
Спустя несколько лет после завершения последней волны переименований российских городов и улиц поучаствовать в благородном деле восстановления исторической справедливости неожиданно решили железнодорожники. Вчера появились сообщения со ссылкой на приказ главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, что самый старый вокзал Москвы -- Ленинградский -- переименован в Николаевский. Именно так он назывался до 1924 года. Смена вывески запланирована в рамках программы реконструкции вокзала, кроме того, этот шаг РЖД вполне соответствует духу соглашения железнодорожной компании с Московской патриархией. К тому же на территории обновляемого вокзала запланировано и строительство храма Николая Чудотворца. Это переименование г-н Якунин даже успел прокомментировать в эфире "Эха Москвы", заявив, что РЖД будет возвращать исторические названия и другим вокзалам. Однако ближе к концу дня сама компания стала опровергать информацию о переименовании Ленинградского вокзала, заявляя, что это пока лишь идея, которая находится в стадии обсуждения.
Тем не менее сообщение о возможном переименовании вокзала моментально вызвало бурную публичную дискуссию. Российские коммунисты, как и ожидалось, назвали инициативу церковников и РЖД "чрезвычайным происшествием" и пообещали начать борьбу за отмену приказа г-на Якунина.
Решение РЖД вернуть вокзалу название Николаевского было, похоже, неожиданным не только для коммунистов, хотя обсуждается эта идея уже не первый год. В 2007-м с такой инициативой выступило общественного движение «Возвращение», называющее своей целью возвращение исторических названий улицам и населенным пунктам России. Инициатива «возвращенцев» не нашла немедленного отклика среди представителей РЖД и московских властей. Однако идея переименования вокзала, оказывается, все же активно обсуждалась менеджментом компании и столичными властями. Как сообщили вчера «Времени новостей» в пресс-службе ОАО «РЖД», около года продолжались согласования инициативы по возвращению названия вокзала с департаментом транспорта и связи Москвы.
Сам вокзал был построен по указу Николая I по проекту архитектора Константина Тона, спроектировавшего также Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. Строительство вокзала продолжалось пять лет и было завершено в 1849 году. После прихода к власти большевиков в 1923 году приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, а некогда Николаевский вокзал стал Октябрьским. Годом позже в связи с переименованием Санкт-Петербурга вокзал стал носить имя Ленинградского.
В том, что вокзал сможет называться Николаевским, президент РЖД Владимир Якунин видит успех «политики историзма и преемственности», которая проводится его компанией в последнее время. «Никакой вакханалии», -- заверил вчера г-н Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и там же похвастался, что получил несколько откликов с одобрением и даже поздравлениями. Воодушевленный этими откликами, он дал понять, что намерен и впредь возвращать вокзалам их исторические названия. «По всей видимости, мы будем такую работу проводить», -- заявил г-н Якунин.
Логично было бы предположить, что переименована будет и сама дорога, связывающая две столицы, поскольку несколько абсурдным выглядит наличие на Октябрьской железной дороге вокзала, названного в честь императора Николая I, который, как подчеркивается в сообщении пресс-службы РЖД, внес значительный вклад «в возникновение российских железных дорог».
Но, судя по всему, далеко не все отклики, полученные вчера Владимиром Якуниным, собиравшимся вычеркнуть с карты Москвы слово «Ленинградский», были одобряющими. В период политического затишья представителям левых сил и одного вокзала было достаточно для того, чтобы разразиться гневными заявлениями. Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников разослал вчера в СМИ заявление, в котором назвал подписание приказа г-ном Якуниным «идеологической провокацией, нацеленной на разжигание политической конфронтации». «Руководство «Российских железных дорог» даже не сочло нужным как-то подготовить общество, я уже не говорю о том, чтобы узнать мнение людей, провести хоть какую-то общественную дискуссию», -- заявил представитель Компартии и заверил, что коммунисты будут бороться за аннулирование приказа главы РЖД.
Борьба едва ли будет серьезной -- поспешность, с которой представители РЖД взялись вчера вечером дезавуировать заявления своего руководителя, говорит о том, что чрезвычайным происшествием переименование вокзала показалось и более весомым политическим фигурам. В частности, советник главы РЖД Александр Пирков заявил в эфире «Эха Москвы», что решение о возвращении старого названия на самом деле еще не принято. Пытаясь пояснить, о каких переименованиях говорил президент ОАО «РЖД», г-н Пирков сказал, что Владимир Якунин «имел в виду не вокзал, а название станции».
Вячеслав КОЗЛОВ