|
|
N°120, 09 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что радует -- можно пересчитать по пальцам
Телесезон-2008/09 и экономический кризис начались одновременно. По логике вещей один просто не мог не повлиять на другой. Действительно, уменьшились продажи рекламного времени, сократились штаты, производители позамораживали отдельные проекты. Но и только. Надежды критиков на то, что вот теперь-то телевидению никуда не деться -- придется ему стать умным, камерным и недорогим, -- не оправдались. Как оказалось, никакому финансовому кризису не изменить наше ТВ в лучшую сторону.
«Первый канал» как держал флаг качественного развлекательного продукта, так и держит его по сию пору: как ни в чем не бывало выдавал свои грандиозные дорогостоящие шоу «Минута славы», «Ледниковый период», «Две звезды», да еще грохнул на всю вселенную беспрецедентным по затратам «Евровидением». И в некризисные времена приглашение цирка «Дю Солей» было по карману лишь устроителям «Оскара»... Впрочем, с «Первым» меня примиряет замечательная программа «Большая разница»: умение смеяться над собой вообще редкая штука, а уж для телевизионщиков, вечно нахваливающих себя прямо и косвенно, равно чуду. Некоторые, особо удачные пародии по качеству и даровитости превосходят оригиналы: на «Дом-2», на «Женские истории», на «Субботний вечер», на фильм «Плесень»...
Канал «Россия» усилил свою идеологическую направленность, добавив к итоговым аналитическим «Вестям недели» с Ревенко «Вести в субботу» с Брилевым и выдав грандиозный по замаху проект «Имя Россия» (да и по большому счету с ним опозорился). Не были забыты танцы -- на льду и на паркете во главе с Максимом Галкиным. Еще в этом сезоне «Россия» очень гордилась своей документальной линейкой, и одним из этих документальных фильмов действительно гордиться стоит -- это «Метро» Лизы Листовой. Вот это уровень, вот это профессионализм, вот это глубина изучения материала и его подача. Браво, Лиза!
«ТВ-Центр» порадовал в начале сезона качественным, почитай, историческим форматом «И ты, Брут!», увы, затратным и через полгода прикрытым. Премьерного шоу «Поющая компания» тоже хватило ненадолго. Зато «ТВ-Центр» может гордиться, что в его эфире выходит ток-шоу «Народ хочет знать», являющееся на сегодняшний день самой объективной дискуссионной общественно-политической площадкой нашего ТВ. Премьера сезона «Временно доступен» хоть и бесила самодовольством ведущего Диброва и беспардонностью ведущего Губина, радовала персоналиями: не припомню, чтобы где-нибудь еще Олег Меньшиков больше часа отвечал на вопросы (а также Сева Новгородцев, а также Микки Рурк, показавшийся на фоне ведущих на удивление глубокой и содержательной личностью).
Кстати сказать, в этом сезоне прибыло передач в формате «двое на одного» -- к давним «Школе злословия» и «На ночь глядя» кроме «Временно доступен» прибавились «Треугольник» на 3-м канале и перешедшая на РЕН ТВ из Интернета «Нереальная политика» (по-хорошему, там бы ей и оставаться: все, что по приколу, больше подходит Интернету). На мой взгляд, в жанре интервью лучше всех работает -- по старинке в одиночку -- даже не Владимир Познер в одноименной передаче, а Александр Мягченков на «Столице» («Ночной разговор»).
Не изменил себе и НТВ -- пошлил и ужасал нас то шоу «Ты смешной!», то «Очной ставкой», то расследованием-триллером «Мясо» (в котором битых два часа пугали нацию. Как выразился господин Онищенко: «Ваши результаты показательны с точки зрения зрелищности, но ничтожны юридически»). В два захода, осенью закрыв «Воскресный вечер», весной -- «К барьеру!», канал расстался с профессионалом Владимиром Соловьевым, выдав взамен нечто пожиже и попроще, а именно -- «Честный понедельник».
Политическое вещание, как верно кто-то заметил, год от года скукоживается. Продолжает держать планку Марианна Максимовская («Неделя», РЕН ТВ). Несомненная удача -- возвращение на большой экран Михаила Осокина в качестве автора и ведущего итоговой программы «24» (РЕН ТВ). Отлично работает Ника Стрижак в прямом эфире «Открытой студии» («5-й канал») -- вот бы кому без тени сомнений с ходу дала ТЭФИ.
И это все, что сердце радует.
Вера Цветкова, «Независимая газета»