|
|
N°120, 09 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Имя России -- «Мясо»
Информационное вещание окончательно скатилось к уровню программы «Время» застойных времен. Механические дикторы в очках и без оных почему-то гордо именуются «ведущими новостей», но без помощи телесуфлера не могут правильно воспроизвести даже собственное имя, не говоря уж об умении задавать вопросы корреспондентам и гостям в прямом эфире. Шутка про «новости в записи» как никогда близка к реальному воплощению. Общественно-политические дискуссии с уходом из эфира программы «К барьеру» окончательно утратили остроту и актуальность: в шоу Максима Шевченко «Судите сами» выбранные темы настолько далеки от злободневности, что сами участники откровенно засыпают в студии. А новый гибрид «Честный понедельник» -- бессмысленный базар во главе с недалеким, но шумным ведущим Минаевым -- не только не дает ответов, но и внятно вопрос-то сформулировать не может. В этой связи добрым словом стоит помянуть 5-й питерский канал и канал «Звезда». На 5-м программа «Открытая студия» с участием представителей исполнительной и законодательной власти идет в прямом эфире и давно вышла за рамки питерских проблем, привлекая к обсуждению столичных гостей. Цикл «Живая история», словно полемизируя с известным указом президента о противодействии фальсификациям истории, концентрирует внимание зрителей на самых спорных и самых трагичных эпизодах прошлого. На канале «Звезда» в течение сезона предпринимались попытки дискуссий на самые острые исторические темы. Один из примеров -- ток-шоу «22 июня. Начало», в котором были представлены самые разные, порой тенденциозные точки зрения на причины начала Великой Отечественной войны. Лидером же информационного вещания по-прежнему остается канал РЕН ТВ, сохранивший Марианну Максимовскую и пригласивший на вечерние выпуски «24» Михаила Осокина. С его появлением в новости вернулись ирония, авторская подача, авторские интонации, неподдельный интерес к происходящему и, главное, подтекст.
Желтая документалка расцвела махровым цветом, не жалея никого -- в эту топку бросаются имена живых и мертвых, кровавые исторические события и судьбы целых народов. Отличить правду от вымысла становится все труднее, и в этом нелегком деле нам помогают наши соседи -- руководство Польши направило в МИД России ноту протеста после того, как в программе «Вести+» был показан сюжет, косвенно обвинивший в начале второй мировой войны Польшу. Удивительно, что ни чешские, ни российские политики и очевидцы пражских событий не возмутились показанным по каналу «Россия» фильмом «Жаркое лето 68-го года», в котором известные события трактуются в самом пошлом советском виде, где оправдываются оккупанты и бесстыдно оплевываются оккупированные. Таких псевдоисторических, лженаучных и откровенно мракобесных творений на нашем ТВ в этом сезоне мы насмотрелись немало. И каждое вызывало настоящую бурю, особенно досталось научному сообществу. В течение года ученые и академики то боролись за честь академика Ландау (сериал «Мой муж -- гений») и Чарльза Дарвина (док. фильм «Обвиняется Дарвин»), то негодовали по поводу волшебных чар «Плесени». Апофеозом «страшилки-документалки» стал национальный проект канала НТВ под угрожающим названием «Мясо», с которым Эйзенштейну с его потемкинскими опарышами тягаться бесполезно -- такого зловонного мяса мы еще не видели. По масштабу замаха с «Мясом» в один ряд можно поставить разве что проект «Имя Россия», который продемонстрировал такой уровень плюрализма мнений, что любой американец позавидует. Кто скажет, что у нас нет свободы слова, если на центральном канале страны в течение нескольких недель известные уважаемые люди поют осанну диктаторам, палачам и национальным преступникам да еще призывают голосовать за них потрясенное население? Вот покорное население и ответило: очередное пришествие «сталинщины», очередной виток оголтелой любви к советским символам -- на совести телевидения. Рядом со столь пафосной и циничной ложью чуть ли не шедеврами выглядели работы профессионалов «старой» энтэвэшной школы -- «Ржев» Алексея Пивоварова и «Метро» Елизаветы Листовой стали настоящими событиями, как и чудесная мастерская работа Леонида Парфенова «Птица-Гоголь».
Из удач года, конечно, надо назвать «Большую разницу» и «Прожекторперисхилтон», которые вернули к экранам довольно большую группу телезрителей, сбежавших от юмора «спущенных штанов», что портит воздух по всем каналам, -- от Петросяна и Задорнова до Турчинского и Трахтенберга.
Персоной года по-прежнему остается (и, надеюсь, останется) Михаил Жванецкий, отметивший в этом году свой юбилей и не обделенный вниманием телевидения: помимо «Дежурного по стране» Жванецкий стал героем нескольких передач и интервью, а также великолепного, не тронутого цензурой концерта в честь своего юбилея. О чем это говорит? О том, что телевидение не хочет нас окончательно потерять и мы еще не совсем «мясо».
Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы»